Сбывшаяся мечта

Многие старожилы, живущие в Чебоксарах, хорошо помнят позднюю осень 1964 года. 7 ноября в историю транспортного парка столицы республики была внесена запись о появлении нового вида общественного транспорта.

Это событие, которое прошло после торжественного митинга, посвященного празднику, связано с началом движения первых троллейбусов по широким улицам города.

Мне посчастливилось встретиться и близко познакомиться с водителем троллейбуса Валерием Михайловичем Павловым, который первым вывел новую машину, троллейбус, на городские улицы. Мы с ним неслучайно встретились в его городской уютной квартире. Интерес к судьбе его отца, который до войны был одним из первых учителей, помог познакомиться с ним.

Родиной Валерия Михайловича является отчий дом в д. Верхнее Аккозино Красночетайского района. Однако грудному ребенку не посчастливилось расти в колыбели родного дома. Причиной стало начало войны фашистской Германии против нашей страны.

1

Его отец, Михаил Павлович Павлов, был старшим сыном Павла Афанасьевича, колхозника колхоза «Память Ленина». Окончив Ядринское педучилище, работал учителем начальных классов Аликовской неполной средней Красночетайского районаи Верхнеаккозинской начальной школах.

Михаил Павлович женился на девушке из Хирлесир Василисе Гавриловне.

– Когда началась война, тебе было только полгода, но на ногах ты крепко держался. Уходя на фронт, отец взял тебя на руки и сказал, что наверное больше не суждено свидеться, – вспоминает Валерий Михайлович горькие слова матери. Конечно, он этот момент не помнит. Проклятая война принесла много горя молодой семье.

Геройски погибший отец был похоронен 30 июля 1944 года на кладбище около г. Митава Латвийской ССР. Похоронка пришла только после окончания войны. Детство и юность Валерия Михайловича прошли в семье дедушки (по материнской линии).

На службу был призван в дальневосточный город Комсомольск-на-Амуре в войска противовоздушной обороны. После демобилизации в январе 1964 года поехал в Чебоксары по специальности, полученной на службе в армии. Его с радостью взяли поваром в городскую столовую №31.

В один из весенних дней того года солдату пришлось посетить городской военкомат, который тогда располагался за стадионом «Энергия». После разрешения вопроса, выйдя из канцелярии на улицу, он разговорился с одним молодым человеком.

– Набирают людей на курсы водителей троллейбуса, – поведал он.

Новость товарища очень обрадовала его, так как мечта стать водителем у него родилась еще в детстве.

Юноша, не откладывая дела на потом, пошел в райисполком горсовета. Ответственный работник разъяснил ему, какие документы нужно приготовить, и когда начнется обучение.

После шестимесячного обучения в Горьком и получения водительского удостоверения, вернулся в город и в течение месяца работал на стройке на территории будущего троллейбусного парка.

4 ноября на железнодорожную станцию Чебоксар прибыл состав, груженый 10 троллейбусами марки ЗИУ-5 из г. Энгельс Саратовской области. Одна из свежевыкрашенных белоснежных машин отличалась синим цветом. На следующий день художник по указанию Валерия Михайловича пронумеровал краской машины. В первый рейс по улицам города должен был выйти синий троллейбус под № 1. За В. Павловым, его напарниками Виталием Протасовым и Алимом Владимировым, закрепили экспортный вид троллейбуса под номером 5. (Оба товарища рано ушли из жизни – Прим. автора).

В тот день В. Павлов пришел на работу рано, хотя у него была вторая смена. Приближалось время первого выхода в дорогу синего троллейбуса. Однако по неизвестным техническим причинам двигатель машины не завелся. Тогда выйти в первый путь и оставить след в истории благословляют Валерия Михайловича. К счастью, его рука оказалась легкой. Троллейбусное управление начало работать прибыльно.

Тридцать три года провел он за баранкой разных троллейбусов, но самая первая машина под номером «пять» навсегда осталась в памяти, он до сих пор держит в памяти добрые воспоминания, связанные с ней. Троллейбус, работая без сбоев, как часовой механизм, возил не только его, но и всех пассажиров. И во сне не раз снились эти десять машин, словно лебеди, спускающиеся на воду.

Его троллейбусные маршруты пролегали по улицам Московского, Ленинского, Калининского районов города. Также ему первым было доверено проложить троллейбусный путь по новому Московскому мосту. В то время промышленность расцветала, открывались новые заводы и фабрики. Троллейбусы в полной мере удовлетворяли потребности неустанно кипящей жизни города. Чебоксарское водохранилище, которое разлилось благодаря труду трудящихся того времени, также благородно хранит следы, оставившие колеса его троллейбуса.

Ветеран труда на одной странице любимой книги «По городу идет троллейбус» (автор В. Иванова, Чебоксары, 1974 г.), которую он бережно хранит в своей домашней библиотеке, в качестве послесловия написал такие строки: «Мы в нужное время оказались в нужном месте».

С момента начала работы в управлении его фотография заняла достойное место на Доске почета. Его фамилия в списке первых водителей, удостоенных почетного звания «Ударник коммунистического труда». Из года в год был в числе победителей соцсоревнования. В благодарность передовому водителю, его имя было включено на Доску почета г. Чебоксар, в Юбилейную книгу трудовой славы управления, затем – в Юбилейную книгу трудовой славы Чувашской АССР. Награжден Почетными грамотами федеральных министерств, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Он – кавалер ордена «Знак почета».

Еще в юности научился ценить каждую секунду времени. В шестнадцать лет по вербовке поехал в Костромскую область на лесозаготовки. Затем вернулся в деревню и трудился в полеводческой бригаде колхоза имени Молотова, тогда еще Советского района. Затем опять выехал Москву и устроился в путевую машинную станцию № 72 Министерства путей сообщения, добрался до города Красноярск, не пугаясь сибирских морозов, трудился в поте лица.

Его общий стаж составляет 55 лет. Из них 33 года отданы безаварийной работе за рулем троллейбуса. По его словам, на своих машинах он проехал около пяти миллионов километров. Действительно, внушительное число!

Трудолюбие Валерия Михайловича неиссякаемое, как родник. Хотя и на заслуженном отдыхе: «Никак не могу без дела сидеть», – говорит он.

Душа пенсионера, закаленная трудом, не хочет мириться скучным покоем – бесконечно требует работы. Перестав работать водителем, сначала на родном предприятии трудился охранником, затем – дворником.

Троллейбусное управление не забывает своих славных ветеранов производства. Первые работники и руководители, поистине, являются яркими звездами предприятия.

Л. Медведев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

Баннер

Рекламодателям

GISMETEO: Погода по г.Ядрин

В России

Архив материалов

2018
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

Баннер
Баннер
Баннер