1 20240408 112230 0000

достижения-обложка 1944х400

Природа одарила ее сильным характером

Тани Юн уже звезда, ей и здесь доверили главную роль Уркки. Экзотика, авантюрный сюжет, обаяние главной героини сделали свое дело – чувашские фильмы перешагнули границу страны. Кадры из картин и фотографии главной героини стали появляться на обложках отечественных и зарубежных киножурналов. Зрители и критики единодушно отмечали ее мастерство и обаяние. Хорошим знанием народного быта, своей прекрасной интуицией она во многом облегчала работу режиссера. Часто шла на риск, снимаясь в трюковых сценах.

Но «Чувашкино» в те годы не выглядела гордым парусником, рассекающим волны, скорее всего она напоминала утлую лодку, то и дело утыкающуюся на подводные камни. В фильме «Вихрь на Волге», к примеру, привлекались к съемкам дети. И полетела жалоба в Москву: «Чувашкино» эксплуатирует детей! А сколько было идеологических придирок при сдаче фильмов! «В «культурфильме» (т.е. в документальных картинах) необходимо показать ломку мелкобуржуазного мировоззрения», следует сочетать агитационность с инструктивностью»… Попробуй с этим не согласиться! А тут в разгромных статьях в центральной прессе под кричащими заголовками «Под обстрел самокритики» сообщают, что все фильмы «Чувашкино» сняты по сценариям одного автора, который, кстати, сам режиссирует, сам снимается в паре с женой в главных ролях.

В 1928 г. на экраны выходит очередная картина чувашских кинематографистов «Апайка». Съемки велись в Казани, поскольку события разворачивались в городе, захваченном «белыми». В главных ролях наряду с приглашенными снимались и чувашские артисты. Зрители и критика особо отмечали роль Таисии, которую сыграла Тани Юн. «Фильм имел большой успех, - писал М. Антонов. – Острый сюжет (брат и сестра оказываются в двух враждующих лагерях), динамичное развитие событий с неожиданными поворотами держали зрителя в постоянном напряжении. Он был снят по-голливудски. Реакция зрителей была бурной, чувашские кинематографисты могли торжествовать».

Конечно, за успехом стояло большое напряжение. В последующем советские режиссеры десятки лет не знали, что такое рентабельность. А тогда Максимову-Кошкинскому часто приходилось повторять: «Прибыль, еще раз прибыль, иначе прогорим». Он взял за правило не платить членам творческой группы во время вынужденных простоев. Начал с себя и со своей жены. Примечателен факт: после рождения ребенка супруги в Чебоксарах купили дом. Но скоро продали уютное гнездышко, чтобы покрыть расходы на съемки фильма.

В 1931 г. в составе «Востоккино» чувашские кинематографисты сняли свой последний фильм «Священная роща». Тани Юн в данной картине сыграла роль председателя колхоза. В 1932 г. Тани Юн и Кошкинский возвращаются в чувашский театр.

1932 – 1937 гг. оказались для Тани Юн весьма продуктивными. Она блистала на сцене ролями Соньки-воровки («Аристократы» по Н. Погодину), Глафиры («Волки и овцы по А.Островскому), Натальи («Васса Железнова» по М. Горькому), Людмилы («После бала» Н. Погодина), Лиды «Платон Кречет» А.Корнейчука), Анисы (по одноименной пьесе А.Калгана) и др.

В книге воспоминаний «Дни и годы минувшие» мы не находим ни строчки о годах репрессии. Оказывается, она была выпущена с большими купюрами. Глава «О неприятном» была напечатана лишь много лет спустя в газете «Хыпар» (1993, 2 февраля). После ареста мужа, которого обвинили в буржуазном национализме, Тани Юн «добровольно» оставила театр.

«…Четыре месяца провела в тюрьме, за это время ни разу не вызывали на допрос. Думала, вот-вот освободят. В конце января вызвали в коридор.

- Подписывайте, вам дали восемь лет, - ликуя, сообщил помощник начальника тюрьмы.

Вернулась в камеру, пошатываясь. Сокамерники замерли в ожидании. От нехватки слов подняла руки и показала восемь пальцев…»

Через два года Максимов-Кошкинский и Тани Юн были освобождены как невиновные со снятием судимости. Но в театр им удалось устроиться только через суд.

В тяжелые годы войны о подлинном творчестве приходилось только мечтать. Максимов-Кошкинский (основатель театра!) долгое время прозябал без дела. Неожиданный поворот судьбы – режиссер М. Донской предложил ему роль в звуковом фильме «Алмазы». С ним переехала в Москву и Тани Юн. Некоторое время она работала ассистентом режиссера на киностудии им. М. Горького.

В 1963 г. Тани Юн и Максимова-Кошкинского постигло большое горе – в автомобильной катастрофе погибла единственная дочь Изида.

«Годы проходят незаметно, - с горечью писала она. – Что поделаешь – жить надо. Внуков растить надо! Надо писать!..»

Последние годы жизни актрисы были заполнены большими и малыми радостями. Внук Андрей после окончания театрального училища им. Щукина стал киноактером. Одна за другой выходили книги. Она перевела на чувашский язык произведения А.Островского, Т.Драйзера и др. Вместе с Максимовым-Кошкинским она написала несколько пьес. В 1957 г. она была принята в Союз писателей СССР.

Умерла актриса театра и кино 6 октября 1977 г. Мужа она пережила на два года. Похоронена в Чебоксарах.

В. АЛЕКСИН

Добавить комментарий

6e052d4df2bac857-c464c

i 1
69249077

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

 

Рекламодателям

Архив материалов

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

0 croped 443-edited

Баннер
Баннер

narkomaniya 1579766501

Баннер
Баннер

Служба по контракту

контракт 2

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

< >