достижения-обложка 1944х400

Природа одарила ее сильным характером

В своих воспоминаниях она оставила полные горечи строки: «При знакомстве меня неизменно представляют как первую чувашскую киноактрису.

- Извините, товарищи дорогие, а где же вторая? – обычно спрашиваю я.

- К сожалению, второй нет, - заявляют в ответ.

Где же вы, чувашские красавицы и удалые юноши! Вот уже скоро будет полвека, как мы начали развивать национальное киноискусство. Неужели за это время не появился на свет талантливый человек, который по-настоящему полюбил кино?»

Однажды увидев на экране молодую неполитанку Франческу Бертини, она «потеряла сознание». А как играют Ната Вачнадзе и Ева Май! В состоянии необычного волнения она воскликнула: «Снимают же свои фильмы армяне и грузины, а у нас не получится?»

Вместе со своим мужем И.С. Максимовым-Кошкинским она сделала все, чтобы «немыслимая фантазия» воплотилась в жизнь.

Т.С. Бурашникова (Тани Юн) родилась 28 января 1903 г., в дер. Чербай Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Ядринский район). Природа одарила ее сильным независимым характером, что проявилось еще в раннем детстве. В книге воспоминаний «Дни и годы минувшие» (1972) Тани Юн приводит такой примечательный эпизод. Для девочки, которой пришлось ночью пасти лошадь, утром нашли еще одну работу – идти на уборку конопли. Ах, как хочется поспать! Нет, сегодня она не пойдет в поле. Ни за что! Тут же подстрекатель нашелся – дядя, который посоветовал матери перейти к более действенному способу воспитания. Удары ремнем девочка вынесла молча. Мать сдалась, ушла в поле одна. От обиды Таня разрыдалась и придумала план мести: тайком отправилась в поле и начала убирать коноплю с другого края участка. Лишь к обеду мать ее обнаружила. Таня трудилась в поте лица, довольно большой участок успела сжать и уложить в скирду. Не ожидала мать такого поворота – заплакала от жалости к дочери.

Таня научилась лихо управлять лошадью, ездила верхом. Впоследствии эти навыки пригодились: в эпизодах конных скачек, в погонях она снималась без дублеров.

После окончания Персирланской начальной школы Таня Бурашникова поступает в Сундырскую двухклассную школу. Но грянула февральская революция. Догмы «старорежимной» школы отцу девочки показались никчемными, он решил отправить дочку в Ядринскую гимназию. Все лето она готовилась к экзаменам с учителем-репетитором. Экзамены выдержала, но места для нее в гимназии не нашлось. Пришлось подать документы в Курмышскую гимназию. Но и здесь молодую гимназистку постигла неудача. Родители побоялись отправить дочку в город, где начались беспорядки, устроили в Ядринскую школу второй ступени.

В годы учебы в Ядрине произошло событие, которое перевернуло судьбу Тани Бурашниковой: она впервые в жизни увидела не сцене театральный спектакль. Драму «Дни нашей жизни» по пьесе Л. Андреева силами школьной самодеятельности осуществил Н. Мордвинов (в будущем народный артист СССР), роль студента Онуфрия играл сам постановщик, образ Коли воплотил ученик школы Прытков, а роль Оли доверили сестре Мордвинова. Зрители творчество группы энтузиастов встретили с восторгом, спектакль показали неоднократно. У Тани появилось дерзкое желание подойти к Мордвинову и записаться в драмкружок. Но она испугалась: городские мещане разве допустят, чтобы «апайки» (пренебрежительно – чувашки) играли на сцене.

Но совсем скоро ей удалось отведать опьяняющий вкус сцены, сыграв роль младшей снохи в спектакле «Богач Карук» по пьесе Г. Ефремова под руководством учителя Г. Герасимова. Одобрительные отзывы сельчан, которые поначалу не знали, что свои чувства следует выражать аплодисментами, вдохновили начинающую актрису, но тут же она получила «выговор» от матери: «Не смей больше играть роли легкомысленных женщин!».

В 1921 году по совету подруги Т. Бурашникова поступает в военно-спортивную школу в Москве, по окончании которой начинает работать инструктором физкультуры в Чебоксарах. Здесь произошла ее встреча с основателем чувашского театра, режиссером и драматургом И. Максимовым-Кошкинским.

- Почему здание, в котором размещается театр, напоминает склад? Почему больше играете на русском, хотя сами то и дело говорите о национальной государственности? - осыпала она будущего мужа вопросами.

- Вы и вправду решили стать актрисой, - не скрывал своего удивления Иоаким Степанович. – Так вот, слушайте. С наступлением НЭПа нам объявили: дотаций больше не будет, сами зарабатывайте. Как дальше жить? Артисты разбежались, работаем силами любителей. Не платят ни драматургам, ни переводчикам, ни режиссеру. Чтобы не играть в пустом зале, раздаем бесплатные пригласительные билеты учащимся совпартшколы и педтехникума.

Такая «перспектива» не испугала будущую актрису. На профессиональной сцене она дебютировала в роли Пошлепкиной в комедии «Ревизор» Н. Гоголя (постановка И. Слободского). Это был дипломный спектакль курсов повышения квалификации актеров при Наркомпосе республики. Городничего в той постановке играл И. Мучи, Анну Андреевну - У. Тимофеева, Хлестакова – И. Максимов-Кошкинский. Премьера не обошлась без приключений. Начинающая актриса Бурашникова нашла способ проучить маститого Максимова-Кошкинского, который вышел на сцену, не до конца выучив роль.

Затем были спектакли «Моление» (по повести Н. Гарина-Михайловского), «Гусляр», «Слон», «Петр Третий», «Наполеон и Жозефина» и другие. Играли в трудных условиях на русском и чувашском языках. Поскольку для Т. Бурашниковой не оказалось места в штатном расписании, она продолжала работать спортивным инструктором.

В этот же сезон Т. Бурашникова и И. Максимов-Кошкинский зарегистрировали свой брак. Для знакомства с зятем в Чебоксары с бочонком медовухи приехали родители невесты. Напутствуя дочь на супружескую жизнь, мать уже не ругала дочь за выбор профессии («это уже не мое дело»), но все же посоветовала, чтобы супруг поручал ей исключительно роли скромных девушек и женщин.

Как же зародилась дерзкая мечта о чувашских фильмах? Тани Юн в своих воспоминаниях об этом пишет так: «В то время в Чебоксарах не было зимнего кинотеатра, фильмы демонстрировали в драмтеатре в свободное от спектаклей дни. Я не пропускала ни одной картины, иные смотрела по несколько раз. Возвращаясь домой, «ставила» запавшие душу сцены, а Кошкинскому волей-неволей приходилось быть моим партнером… Однажды весной привезли итальянскую картину, где играла прославленная артистка Франческа Бертини. Посмотрела оба сеанса подряд. Ох, как играет итальянская «звезда» – красивая и талантливая! Вот бы и мне играть в кино! Но этой мысли я боялась. Сбыться такая мечта может разве что во сне… «Другие народы уже давно снимают фильмы о своей жизни, они создали киноорганизации. Почему у нас этого нет, почему мы не снимаем фильмы? Дерзкие мысли (пу=тах шухёшсем) постоянно сверлили тогда мне голову».

Исследователь истории «Чувашкино» М. Антонов в данной случайности увидел следующую закономерность: «Образование чувашской автономии всколыхнуло душу народа, пробудило чувство национального самосознания. Чуваши задумались и хотели знать: кто они, кем были и есть, на что способны и как выглядят среди других народов страны? И как жить дальше? В такой обстановке возникла мысль о чувашских кинокартинах. А почему мы не можем? Над этим вопросом задумывалась не только Т.С. Бурашникова (Тани Юн), но и руководство республики. Без этого общественного подъема и заинтересованности не было бы и «Чувашкино» (Газета «Советская Чувашия», 26 авг.. 1995 г.).

«К началу 1925 года областной Отдел народного образования, ведавший в то время вопросами литературы и искусства, утвердили сценарий «Волжские бунтари», - вспоминали И. Максимов-Кошкинский и Тани Юн (запись М. Антонова). Но, не находя возможности отснять фильм своими силами, обратились к дирекции «Севзапкино» (ныне «Ленфильм), что в распоряжении Отдела имеется сценарий о булгарском прошлом чувашей и просит отснять фильм. Киностудия откликнулась на просьбу и пригласила автора для обсуждения сценария… Это был объемистый труд: чего там только не было! В одном фильме хотели поведать миру все стороны жизни чувашского народа, начиная с древности. Мы еще не знали тонкостей и особенностей киноискусства. Руководители студии прочитали сценарий и сказали: «Нельзя объять необъятное – сократите». А что сократить – трудная задача для автора, которому дорого все написанное. Все же засели за работу, «ужали», что могли. Но в студии снова говорят: «Сократите». Опять бессонные ночи проходят за письменным столом. Понес третий вариант сценария без всякой надежды. На сей раз приняли. Правда, литературный материал совершенствовался и после, теперь уже совместно с режиссером П. Петровым-Бытовым. Всю историческую часть отбросили и оставили только события вокруг Исмелевского восстания крестьян 1906 году. И назвали фильм «Волжские бунтари»…

Тани Юн (к этому времени она взяла псевдоним) хотела сыграть в первом чувашском фильме роль Элиме, которая для нее и была написана. Но директор студии и режиссер сделали иной выбор, ей досталась эпизодическая роль матери, которая потеряла ребенка.

Как же «движущиеся картинки», что происходит по ту сторону экрана? Тани Юн не отходила от кинокамеры, когда снимались эпизоды с участием опытных ленинградских актеров. Она консультировала дебютантку Т.Годлевскую (Элиме), которая оказалась беспомощной на съемочной площадке, т.к. понятия не имела о национальных обрядах и обычаях. Однажды в ходе съемок конных скачек Тани Юн, войдя в раж, бесстрашно продемонстрировала джигитовку, чем удивила и съемочную группу, и местных жителей.

Премьера картины состоялась 22 июня 1926 г., и в День чувашской автономии. Просмотр превратился в праздник. Президиум ВЦИК республики принял решение: разработать вопрос об организации студии «Чувашкино».

Во втором чувашском фильме «Сарпике» (1927 г.) Тани Юн доверили заглавную роль. Здесь она сумела в полной мере раскрыть свой талант. Успех картины помог решить финансовые проблемы молодой студии, расплатиться с долгами и накопить «жирок» для последующей картины «Черный столб».

В. АЛЕКСИН

Добавить комментарий

6e052d4df2bac857-c464c

i 1
69249077

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

 

Рекламодателям

Архив материалов

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

0 croped 443-edited

Баннер
Баннер

narkomaniya 1579766501

Баннер
Баннер

Служба по контракту

контракт 2

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

< >