«Спутник колхозника» помогал жить и трудиться

Собранный урожай в Фонд обороны

Постоянным объектом работы учащихся школ был пришкольный участок. В годы войны существовала практика передачи собранного урожая в Фонд обороны. «Спутник колхозника» не фиксирует факт такого действия, но в одном из номеров отмечает, что учащиеся Селоядринской школы на школьном огороде площадью 0,25 га посадили картофель, капусту, помидор, лук. Работы были осуществлены силами пионеров 8 класса.

30-40-е гг. – время вызовов на соревнования, призывов, обращений и принятия обязательств. Характерно это было и для школьников. Например, в ответ на доклад Сталина о 26-й годовщине Великого Октября, учащиеся Селоядринской школы взяли на себя следующие обязательства: принять активное участие в сортировке семян в колхозах сельсовета (отсортировать 25 центнеров); заготовить каждому учащемуся по 5 пудов золы и собрать по 4 кг птичьего помета; провести своими силами снегозадержание на площади в 55 га. Кстати, сбор золы и птичьего помета было обычным явлением, об этом газета пишет каждый военный год. Занимались сбором по всем колхозам и взрослые, и дети.

Рекордный показатель, который встречаем на страницах районки, у пионера из д. Кудаши Варфоломеева – 75 пудов. Огромное количество!

Дети принимают активное участие в сборе всего, что необходимо делу Победы. Школьники помогают, чем могут. Например, в начале 1942 г. ученики Пошнарской НСШ (неполной средней школы) передали в Фонд обороны 5 овчин, 5 кг шерсти, 7 пар варежек, 6 ушанок, 4 пары портянок, 7 носовиков; пионеры с. Ядрино – 3 кг шерсти, 2 пары рукавиц, 3 м портянок; ученики Ядринской городской школы собрали 74 вещи, а также 25 кг шерсти. Осенью 1944г. идет акция «Детям фронтовиков – теплые вещи». Школьники Сареевской неполной средней школы собрали 6 кг шерсти, 12 овчин, 4 ушанки; Полянковской средней школы – 20 кг шерсти, 10 овчин; Алексеевской школы – 5 кг шерсти и 12 пудов зерна.

«Фронтовое спасибо учащимся и учителям…»

Ядринцы шефствовали над Литовской национальной дивизией. Возможно, это может быть связано с тем, что район принял значительное количество эвакуированных из этой прибалтийской республики. В октябре 1943 г. представители дивизии приезжали на Ядринскую землю, встречались со своими земляками, жителями района. В декабре была ответная поездка на фронт с подарками из Чувашии, в том числе и от школьников. Январский номер публикует письмо капитана Ф. Левитацаса. «От имени бойцов и офицеров нашей части шлю фронтовое спасибо учащимся и учителям, – пишет красный командир. – Дорогие товарищи! Мы получили ваши подарки, за что искренне благодарим вас. Ваши подарки – выражение дружбы фронта и тыла, нашего единства, нашей воли к победе… Учитесь ребята, старайтесь быть отличниками. Впереди у вас – светлое будущее».

Постоянным был и сбор денег. В начале 1942 г. пионерский актив г. Ядрина выступил с призывом к пионерам и школьникам республики начать сбор средств на строительство танка «Пионер Чувашии». «Пионеры и школьники орденоносной Чувашии, – пишут ядринцы, – построим для Красной Армии танк «Пионер Чувашии». Пусть этот танк будет беспощадно громить фашистов, напавших на нашу страну. Мы уже собрали 3000 рублей на постройку танка и призываем вас последовать нашему примеру».

После обсуждения обращения пионеров и школьников г. Ядрина, учащиеся Селоядринской средней школы единодушно решили принять участие в сборе средств. Тут же на собрании учащиеся внесли 730 руб. Большинство из них вносило по 15-25 рублей. Ученик 8 класса Родионов внес 20 руб., Толстов – 20 руб., Захаров – 25 руб. Ученики Большесундырской средней школы тоже откликнулись на призыв учащихся Ядринской школы: ученик 5-б класса Быков П. передал 5 руб., Кудряшина З. – 5 руб., Чурбанов В. – 5 руб. Всего было собрано более 60 рублей.

В июне 1942 г. секретарь Чувашского обкома комсомола Михайлов докладывает наркому танковой промышленности В.А.Малышеву: «Пионеры и учащиеся школ Чувашии по своей инициативе собрали 239 200 рублей… Просим на одном из ближайших заводов Наркомтанкпрома построить один танк и присвоить ему имя «Пионер Чувашии».

Среди иных денежных пожертвований газета сохранила сведения о сборе денег в Фонд обороны (300 руб. – Селоядринская школа, 350 руб. – городская средняя школа), в Фонд помощи детям, пострадавшим от фашистских варваров (1600 руб. – городская школа, 700 руб. – Сареевская НСШ), в фонд помощи детям освобожденного от немцев Донбасса. Одним из способов сбора средств было участие в платных мероприятиях – показ художественной самодеятельности. Например, в акции такого рода весной 1944 г. наряду с взрослыми принимали участие воспитанники Ядринского детского дома. «Вырученные от продажи билетов деньги, более 3 тысяч рублей, переданы на подарки детям фронтовиков», – отмечает газета.

Собранный урожай в Фонд обороны

Постоянным объектом работы учащихся школ был пришкольный участок. В годы войны существовала практика передачи собранного урожая в Фонд обороны. «Спутник колхозника» не фиксирует факт такого действия, но в одном из номеров отмечает, что учащиеся Селоядринской школы на школьном огороде площадью 0,25 га посадили картофель, капусту, помидор, лук. Работы были осуществлены силами  пионеров 8 класса.

30-40-е гг. – время вызовов на соревнования, призывов, обращений и принятия обязательств. Характерно это было и для школьников. Например, в ответ на доклад Сталина о 26-й годовщине Великого Октября, учащиеся Селоядринской школы взяли на себя следующие обязательства: принять активное участие в сортировке семян в колхозах сельсовета (отсортировать 25 центнеров); заготовить каждому учащемуся по 5 пудов золы и собрать по 4 кг птичьего помета; провести своими силами снегозадержание на площади в 55 га. Кстати, сбор золы и птичьего помета было обычным явлением, об этом газета пишет каждый военный год. Занимались сбором по всем колхозам и взрослые, и дети.

Рекордный показатель, который встречаем на страницах районки, у пионера из д. Кудаши Варфоломеева – 75 пудов. Огромное количество!

Дети принимают активное участие в сборе всего, что необходимо делу Победы. Школьники помогают, чем могут. Например, в начале 1942 г. ученики Пошнарской НСШ (неполной средней школы) передали в Фонд обороны 5 овчин, 5 кг шерсти, 7 пар варежек, 6 ушанок, 4 пары портянок, 7 носовиков; пионеры с. Ядрино – 3 кг шерсти, 2 пары рукавиц, 3 м портянок; ученики Ядринской городской школы собрали 74 вещи, а также 25 кг шерсти.  Осенью 1944г. идет акция «Детям фронтовиков – теплые вещи». Школьники Сареевской неполной средней школы собрали 6 кг шерсти, 12 овчин, 4 ушанки; Полянковской средней школы – 20 кг шерсти, 10 овчин; Алексеевской школы – 5 кг шерсти и 12 пудов зерна.

«Фронтовое спасибо учащимся и учителям…»

Ядринцы шефствовали над Литовской национальной дивизией. Возможно, это может быть связано с тем, что район принял значительное количество эвакуированных из этой прибалтийской республики. В октябре 1943 г. представители дивизии приезжали на Ядринскую землю, встречались со своими земляками, жителями района. В декабре была ответная поездка на фронт с подарками из Чувашии, в том числе и от школьников. Январский номер публикует письмо капитана Ф. Левитацаса. «От имени бойцов и офицеров нашей части шлю фронтовое спасибо учащимся и учителям, – пишет красный командир. – Дорогие товарищи! Мы получили ваши подарки, за что искренне благодарим вас. Ваши подарки – выражение дружбы фронта и тыла, нашего единства, нашей воли к победе… Учитесь ребята, старайтесь быть отличниками. Впереди у вас – светлое будущее».

Постоянным был и сбор денег. В начале 1942 г. пионерский актив г. Ядрина выступил с призывом к пионерам и школьникам республики начать сбор средств на строительство танка «Пионер Чувашии». «Пионеры и школьники орденоносной Чувашии, – пишут ядринцы, – построим для Красной Армии танк «Пионер Чувашии». Пусть этот танк будет беспощадно громить фашистов, напавших на нашу страну. Мы уже собрали 3000 рублей на постройку танка и призываем вас последовать нашему примеру».

После обсуждения обращения пионеров и школьников г. Ядрина, учащиеся Селоядринской средней школы единодушно решили принять участие в сборе средств. Тут же на собрании учащиеся внесли 730 руб. Большинство из них вносило по 15-25 рублей. Ученик 8 класса Родионов внес 20 руб., Толстов – 20 руб., Захаров – 25 руб. Ученики Большесундырской средней школы тоже откликнулись на призыв учащихся Ядринской школы: ученик 5-б класса Быков П. передал 5 руб., Кудряшина З. – 5 руб., Чурбанов В. – 5 руб. Всего было собрано более 60 рублей.

В июне 1942 г. секретарь Чувашского обкома комсомола Михайлов докладывает наркому танковой промышленности В.А.Малышеву: «Пионеры и учащиеся школ Чувашии по своей инициативе собрали 239 200 рублей… Просим на одном из ближайших заводов Наркомтанкпрома построить один танк и присвоить ему имя «Пионер Чувашии».

Среди иных денежных пожертвований  газета сохранила сведения о сборе денег в Фонд обороны (300 руб. – Селоядринская школа, 350 руб. – городская средняя школа), в Фонд помощи детям, пострадавшим от фашистских варваров (1600 руб. – городская школа, 700 руб. – Сареевская НСШ), в фонд помощи детям освобожденного от немцев Донбасса. Одним из способов сбора средств было участие в платных мероприятиях – показ художественной самодеятельности. Например, в акции такого рода весной 1944 г. наряду с взрослыми принимали участие воспитанники Ядринского детского дома. «Вырученные от продажи билетов деньги, более 3 тысяч рублей, переданы на подарки детям фронтовиков», – отмечает газета. 

Тимуровцы помогают семьям фронтовиков

Участвуют школьники и в сборе лекарственных растений. Так, на сентябрьском воскреснике 1943 г. по району было собрано 955 кг шиповника. Газета особо отмечает учеников Иваньковской семилетки, которые сдали 150 кг этого ценного сырья. О факте сбора металлолома детьми районка говорит всего раз, отмечая, что «пионеры и школьники малосундырского колхоза «Великан» в последнее время собрали 250 кг». 

Еще до войны в СССР зародилось тимуровское движение. В двух номерах районной газеты мы встречаем о факте существования такого рода активности среди ядринских школьников. «Среди нас немало тимуровцев», – говорят учащиеся городской школы в своем обращении. Мартовский номер 1942 г. пишет о пошнарском тимуровце В. Яковлеве, который помогает семьям фронтовиков.

Нужно отметить еще одну деятельность детей. Отмечая самоотверженный труд на полях, селькор дополняет, что «школьники во время уборки хорошо организовали и политико-массовую работу. Ежедневно во время перерыва на отдых они знакомят колхозников со сводками Информбюро, эпизодами боевых действий.

 Яковлев Н. проводит политинформацию, Сорокин В. выпускает стенгазету и т.д. Так трудятся ученики в дни Великой Отечественной войны, – пишет корреспондент А.Краснов об учащихся алексеевского колхоза «Красная Звезда». «Многие старшеклассники Селоядринской школы работают агитаторами», – констатирует «Спутник колхоза» в конце 1944 г. 

На страницах газеты нередко встречаются произведения местных авторов. Как правило, указываются только фамилия и инициал имени, так что возраст сочинителя назвать невозможно.  Только раз мы видим, когда редакция отмечает, что автором является школьник – учащийся Большеюгутьской школы Василий Гордиенко. В майском номере 1943 г. публикуются частушки молодого дарования, навеянные успехами Красной Армии под Сталинградом:

…Потеряв в дороге ноги,

Немцы жалобно поют:

«Ой, капут, капут, капут,

Нас и в хвост и в гриву бьют!»

Шел немецкий обирала

К Волге-матушке реке.

Да хватило генерала

Русской бомбой по башке…         

…Бежит немец по дороге

И кричит: «Дай боже ноги,

Чтоб я мог в час отступать

Километров двадцать пять».

Фриц в Германии родился,

А в Италии крестился,

Жил в селе с Берлином рядом,

А подох под Сталинградом.

Другие строки этого автора серьезны: они посвящены подвигу А. Матросова:

… в стремлении смелом он неустрашим,

Его решимость смерть не испугала,

Он бросился на дзот и сердцем заглушил

Гремучий ливень огневого вала…

Никаких скидок на трудности военного времени 

При всех тяготах и заботах военного времени главным делом учащихся должна была оставаться учеба.  Не хватало книг, а еще тетрадей, перьев для письма. 20 августа 1943г. было принято Постановление Совнаркома Чувашской АССР, в котором, в частности, говорилось: «обязать исполкомы сельских, поселковых и городских советов… провести учет детей в возрасте 8-15 лет… и установить контроль за посещением детьми школ».  Родителей и должностных лиц, «по вине которых срывается выполнение всеобуча», предусматривалось штрафовать до 100 рублей. Требования к учащимся были строгие, никаких скидок на трудности военного времени не было. Например, к переводным и выпускным экзаменам 1944 г. по району не были допущены более ста человек. В то же время было немало успевающих на «хорошо» и «отлично». В 1944 г. райком ВЛКСМ установил шесть стипендий по 100 руб. в месяц для отличников учебы – детей фронтовиков. Первыми стипендиатами стали Иванов Кирилл из Балдаевской средней школы, Максимова Галина из Кукшумской семилетки, Судаков Зиновий из Большесундырской средней школы, Якеев Василий из Сареевской семилетки, Панкратова Маргарита и Лебедева Инга из Ядринской городской средней школы. Летом того же года был открыт пионерский лагерь «Сосновка». «В этом лагере будут отдыхать 35 детей, – отмечает газета, – главным образом отличники учебы, дети фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны».

Участвовали в «комсомольских кроссах»
Начиная с первой военной зимы, в районе ежегодно проходил массовый лыжный, а летом – так называемый «комсомольский кросс». Активно принимали участие в этих состязаниях и школьники. В номерах газет мы встречаем несколько маленьких сообщений из разных школ о ходе подготовки к соревнованиям. Январский номер 1945 г. печатает статью «Искусный лыжник». «Не проходит ни одного дня, – отмечает газета, – чтобы ученик 9 класса Ядринской средней школы тов. Барышев не тренировался на лыжах. Во время каникул он вместе с другими учениками школы несколько раз устраивал проверочные лыжные соревнования колхозной молодежи. Товарищ Барышев хорошо владеет лыжным спортом, он легко проходит 10 километров за 50 минут. Помимо этого, он также учится неплохо. Первое полугодие 1944-1945 года он закончил с хорошими показателями и поведением. Тов. Барышев стремится добиться отличных результатов учебы и лыжного спорта. У него горит желание рапортовать Красной Армии в день ее годовщины отличными показателями в военно-лыжной подготовке».
Не всякое действие остается понятным по прошествии времени. В июньском номере 1942 г. газета сообщает: «Ученик Пошнарской неполной средней школы пионер Г. Федоров в то время, когда пас в лесу коров, с помощью своей собаки Кампур поймал волчонка». Вот и вся заметка, больше ни одного слова. Сейчас это можно рассматривать как забавный случай. Но в годы войны в наших местах развелось много волков – настоящей угрозы домашнему скоту. Есть версия, что пригнала их с запада огневая канонада. Охота на волков была хозяйственной необходимостью, и действие пионера Федорова – вовсе не забава.
Следовательно, говоря о героических делах народа в годы войны, нельзя не упоминать о жизни и деятельности юных граждан нашей страны – пионеров и школьников.

Их самоотверженный труд – пример для нынешнего поколения

Являясь важным источником изучения истории малой Родины, районная газета позволяет сформировать целостную картину о жизни и деятельности детей в период Великой Отечественной войны. Местная периодическая печать имеет высокий потенциал для исторического исследования, введение в научный оборот новых документов позволит детальней представить героические будни поколения военного времени любого региона России. Детство и отрочество миллионов советских детей и подростков пришлись на период Великой Оте­чественной войны. Школьникам, жившим в этот период, пришлось срочно повзрослеть и взвалить на себя все тяготы взрослой жизни. Исследования, посвященные повседневной жизни детей и подростков в период 1941-1945 гг., показывают, какой посильный вклад они внесли в Победу.
Вместе с тем следует отметить, что материал, напечатанный в газете, нельзя считать исчерпывающим источником для исследования. К примеру, одна из героических страниц в истории района – строительство Сурского военного рубежа. В районной газете не встречаем информацию о привлечении к этой работе учащихся старших классов ядринских школ.  

Участвовали в «комсомольских кроссах»

Начиная с первой военной зимы, в районе ежегодно проходил массовый лыжный, а летом – так называемый «комсомольский кросс». Активно принимали участие в этих состязаниях и школьники. В номерах газет мы встречаем несколько маленьких сообщений из разных школ о ходе подготовки к соревнованиям. Январский номер 1945 г. печатает статью «Искусный лыжник». «Не проходит ни одного дня, – отмечает газета, – чтобы ученик 9 класса Ядринской средней школы тов. Барышев не тренировался на лыжах. Во время каникул он вместе с другими учениками школы несколько раз устраивал проверочные лыжные соревнования колхозной молодежи. Товарищ Барышев хорошо владеет лыжным спортом, он легко проходит 10 километров за 50 минут. Помимо этого, он также учится неплохо. Первое полугодие 1944-1945 года он закончил с хорошими показателями и поведением. Тов. Барышев стремится добиться отличных результатов учебы и лыжного спорта. У него горит желание рапортовать Красной Армии в день ее годовщины отличными показателями в военно-лыжной подготовке».

Не всякое действие остается понятным по прошествии времени. В июньском номере 1942 г. газета сообщает: «Ученик Пошнарской неполной средней школы пионер Г. Федоров в то время, когда пас в лесу коров, с помощью своей собаки Кампур поймал волчонка».  Вот и вся заметка, больше ни одного слова. Сейчас это можно рассматривать как забавный случай. Но в годы войны в наших местах развелось много волков – настоящей угрозы домашнему скоту. Есть версия, что пригнала их с запада огневая канонада. Охота на волков была хозяйственной необходимостью, и действие пионера Федорова – вовсе не забава.

Следовательно, говоря о героических делах народа в годы войны, нельзя не упоминать о жизни и деятельности юных граждан нашей страны – пионеров и школьников.

Их самоотверженный труд – пример для нынешнего поколения

Являясь важным источником изучения истории малой Родины, районная газета позволяет сформировать целостную картину о жизни и деятельности детей в период Великой Отечественной войны. Местная периодическая печать имеет высокий потенциал для исторического исследования, введение в научный оборот новых документов позволит детальней представить героические будни поколения военного времени любого региона России. Детство и отрочество миллионов советских детей и подростков пришлись на период Великой Оте­чественной войны. Школьникам, жившим в этот период, пришлось срочно повзрослеть и взвалить на себя все тяготы взрослой жизни. Исследования, посвященные повседневной жизни детей и подростков в период 1941-1945 гг., показывают, какой посильный вклад они внесли в Победу. 

Вместе с тем следует отметить, что материал, напечатанный в газете, нельзя считать исчерпывающим источником для исследования. К примеру, одна из героических страниц в истории района – строительство Сурского военного рубежа. В районной газете не встречаем информацию о привлечении к этой работе учащихся старших классов ядринских школ. 

С. Сергеев, Д. Изедерова

 

Добавить комментарий

Баннер

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

 

Баннер

Рекламодателям

Архив материалов

2021
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

210420 bps 2-01

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

narkomaniya 1579766501

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

< >