Твои люди, район

Война лишила братьев…

В следующем году исполнится 80 лет подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Живых участников этой «стройки войны» во всей республике осталось единицы.

Одна из них 94-летняя Анна Яковлевна Суворова из села Хочашево. На днях мы встретились с долгожительницей, которая со слезами на глазах рассказала о грозных, холодных и голодных военных годах.

DSC 0613

«Я родилась 19 января 1924 года в селе Хочашево в многодетной семье, – рассказывает Анна Яковлевна. – Из 7 детей выжили 6. Когда началась Великая Отечественная война, всех 4 братьев: Егора, Федора, Ивана и Мирона друг за другом забрали на войну.

Федор после окончания Ядринского педтехникума был назначен директором Ойкасинской школы. И оттуда же был призван на фронт».

Анна также училась в педагогическом техникуме. Когда началось строительство Сурских оборонительных рубежей, по ее словам, вместе с учащимися она также была отправлена на рытье окопов.

«Было невыносимо холодно, – вспоминает она. – Из одежды и обуви у нас были лапти, кафтаны и домотканое нижнее белье, холщовые штаны. Промерзали насквозь. От тяжелой земляной работы ноги потели, и холщовые панталоны примерзали к телу…Очень уставали, некоторые после работы валились спать, не раздеваясь и не разуваясь. Я всегда старалась сушить обувь. Было и такое, что лапти сгорали…

Еда была скудная, кто что мог принести из дома: горбушки хлеба, несколько картофелин. Натерпелись мы тогда… Но верили, что надо рыть окопы, чтобы не пропустить врага на нашу землю».

Получив образование, в 1942 году Анна была направлена работать учительницей в Сехринскую 7-летнюю школу. Жила на квартире у одной женщины с детьми, которая, получив похоронку на мужа, тяжело заболела, не могла выходить на работу на ток молотить ночами зерно.

Анна вместо нее выходила на работу. И однажды для голодных малышей хозяйки в карман положила несколько горстей гороха. Доброжелатели донесли на «воровку» – учительницу. Ее уволили за хищение государственного добра. К счастью, пронесло, не завели уголовное дело и не посадили в тюрьму.

Но после возвращения домой, им с сестрой Верой пришла разнарядка идти на строительство деревянного моста через Суру.

Неделю должна была работать она, неделю сестренка, которой шел только пятнадцатый год. Жалея ее, Анна приходила после недельной изнурительной работы и, переодеваясь, наспех помывшись, на другой день опять уходила на строительство моста, где поднимали земляные дамбы.

Затем вместе с такими же сельскими женщинами ей приходилось трудиться на лесоразработках, где готовили древесину для оборонной промышленности, отвозить ее на санях в Шумерлю на железнодорожную станцию.

С войны вернулись только 2 брата: Иван и Мирон, Егор погиб 8 мая 1945 года под Братиславой, Федор пропал без вести.

Правда, через много лет после окончания войны, когда Ефим Никитин (Кĕлпук мучи) оказался в Канаде, якобы к нему, узнав, что он из Чувашии, подошел мужчина и представился Федором Суворовым из села Хочашево.

Но тогда времена были непростые, и он, видимо, хорошо знавший, что грозит эмигрировавшим русским солдатам, не решился подавать весточку о себе, чтобы не навлечь гнев властей на родственников.

После войны Анна Яковлевна по совету брата Мирона выучилась на тракториста и 2 года работала в колхозе на тракторе ДТ. Там же познакомилась с будущим мужем Валерьяном Ивановым, с которым в 1954 году создали семью.

Анна Яковлевна трудилась в колхозе и конюхом, и дояркой, всегда была среди передовых работников. После ухода мужа во всем поддерживали ее вернувшиеся с войны братья.

Сегодня долгожительница живет в семье дочери Людмилы, где есть все условия для комфортного проживания. У нее 4 внука и 8 правнуков, которые любят ее, окружают заботой и вниманием.

Анна Яковлевна намерена перешагнуть 100-летний рубеж, чтобы жить и за брата, не вернувшегося с войны.

Е. Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *