Не забыть бы нам чувашские обычаи и традиции
Рождественские праздники уже остались позади, тем не менее, наши читатели интересуются обычаями и традициями этого православного праздника.
Вот и маленькие Лиза и Егор обратились к мудрой волшебнице (Ăспике) и попросили рассказать о празднике.
«Рождество (Сурхури) – это древний праздник чувашей. Праздник обычно начинается с детворы. Собираясь, дети группами ходят по домам, поют рождественские песни, колядуют.
Хозяева колядующим ребятам насыпают орехи, горох, пироги, семечки подсолнуха или тыквы.
Раньше одежду шили из домотканого конопляного полотна. Поэтому, чтобы конопля уродилась на славу, с утра детей отправляли кататься на высокую и длинную горку.
Считалось, если с первыми петухами встать и испить воды из родника, человек будет знать будущее. В Рождество первого посетителя сажали на подушку. Говорили, иначе курица не сядет высиживать цыплят. Верили, если первым в дом придет мужчина, корова в этом году принесет бычка, если женщина – телку.
Что же значит слово «Сурхури»?
Толкования разные. «Сур, сура» – означает вода, «хур» — горе, обида.
Сурхури – означало развеять, прогнать горе, беду и желать людям добра, благополучия. Поэтому, чтобы прогнать нечистую, беду, привлекали детей.
Также в рождественскую ночь в темном хлеву хватали овец за ноги, а на шее оставляли метки-веревки. Наутро, приходя в хлев, проверяли цвет шерстки. Если овца оказалась белой, суженый(ая) будет светловолосым, если черная – темноволосым(ой).
Рождество всегда отмечали 7 января. И так неделю общались друг с другом. 13-18 января ряженые (святки) ходили по домам. 19 января, в Крещение, окунались в прорубь.
Кстати, праздник Рождества в глубинке и сейчас отмечают. И везде этот праздник имеет свои особенности».
Э. Атласова