Архивы служат людям
28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года Петр I подписал первый в России государственный акт — «Генеральный регламент или Устав», определивший основы организации государственного управления в стране и вводивший во всех государственных органах государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать». Этот указ Петра Великого положил начало государственной архивной службе нашей страны. Предлагаем вниманию читателей интервью с заведующей районным архивом М.Ильиной.
—Какие запросы исполняются архивом?
— Тематические (запросы о предоставлении информации по определенной теме, проблеме, событию или факту) и социально-правовые запросы, под которыми подразумеваются запросы конкретного лица или организации, связанные с обеспечением прав и законных интересов граждан.
Кроме этого, мы исполняем запросы о награждении, присвоении званий, закреплении недвижимости, подтверждении факта проживания, свершения нотариальных действий, об установлении опекунства, о преобразованиях и ликвидации предприятий и другие вопросы, с которыми связано предоставление государством определенных льгот и социальных выплат. Количество рассмотренных обращений граждан за прошлый год по району составило 2 тысячи, из них 92 процента исполнены с положительным результатом. Конечно, в идеале, этот процент должен приближаться к ста, но здесь мы сталкиваемся с одной животрепещущей проблемой — это несохранность документов в организациях, учреждениях и предприятиях. К сожалению, многие организации передают на хранение документы не в полном объеме, либо не передают вовсе, что не позволяет сотрудникам архива давать заявителям исчерпывающие справки. А отсутствие приказов по личному составу и ведомостей начисления заработной платы отражается на размере начисления пенсии. Поступают к нам запросы также из других стран. В основном, из Казахстана, куда в свое время уехало большое количество ядринцев, но бывают запросы из Израиля, Польши, стран Прибалтики. Особенность этих запросов в том, что при начислении пенсионных выплат имеет значение не начисление в денежном выражении, а количество фактически отработанных дней.
— С чего заявителю следует начинать поиск документов?
— Прежде всего, нужно выяснить, существует ли организация, в которой он работал, на сегодняшний день. В случае ликвидации предприятия, существуют два варианта развития событий. Если документы были вовремя сданы в архив, то специалисты исполняют запрос по документам, поступившим на хранение, в определенный законодательством тридцатидневный срок. Если документы не были переданы в архив, но имеется организация — правопреемник, то следует обратиться с заявлением непосредственно на имя руководителя данной организации. Возможна также при ликвидации предприятия, передача его документов в головную организацию.
Также имеет значение подчиненность организации. Если это государственная организации, то документы должны быть переданы в соответствующие территориальные органы архивной службы. С негосударственными организациями ситуация несколько сложнее, это вызвано несовершенством законодательства и отсутствием правовых механизмов истребования передачи документов на муниципальное хранение. Коммерческие предприятия, преимущественно небольшие, подчас, очень халатно относятся не только к внутреннему хранению документов, но и к вопросам передачи их на архивное хранение при ликвидации. Кроме того, особую тревогу вызывает вопрос обеспечения сохранности документов исполнительных органов, которым необходимо усилить контроль над сохранностью своих документов на стадии делопроизводства, ведомственного хранения и своевременным их упорядочиванием с последующей передачей на муниципальное хранение.
— В каком виде заявителю поступает ответ на запрос?
— Чаще всего, в виде архивной справки, составляемой по специальной форме. В ней излагаются данные, которые просил подтвердить заявитель. Так, например, в архивную справку о подтверждении трудового стажа будут включены данные только за то время, которые запросил заявитель при наличии в архиве документов за этот период. В качестве документов, подтверждающих трудовой стаж, используются приказы по личному составу. При отсутствии таковых стаж подтверждается по ведомостям начисления заработной платы, лицевым счетам. Кроме этого, архивом может быть выдана архивная копия или архивная выписка, например, если потребуется документ о выделении квартир, земельных участков, о закреплении права собственности на недвижимость. При этом необходимо пояснить, что государственные архивы выдают справки только установленного образца и не занимаются заполнением форм, представленных заявителем.