Общество

Важно знать свой язык…

Начнем с того, что в июле в Ядринском районе работал летний лагерь «Хавал» («Вдохновение»), организованный для людей, желающих изучить чувашский язык. Для размещения палаточного городка любезно предоставил территорию своего хозяйства фермер Леонид Николаевич Белов. А мы, в свою очередь, побывали у них в гостях.

Рассказывает один из инициаторов-руководителей проекта Блинов Александр Васильевич:

— Полтора года назад я познакомился с чувашом, проживающим и проходящим обучение в одном из вузов Москвы. И мы с целью развития чувашской культуры, сохранения чувашского языка решили разрабатывать различные проекты. Их у нас уже 15. В проектную деятельность привлекали всех тех, кто заинтересован в этом.

1

И в рамках одного из этих проектов стали организовывать летние лагеря для желающих освоить чувашский язык, хотя бы на разговорном уровне. Сообщения делали через Интернет, газеты. Так набиралась группа. В прошлом году мы были за Волгой. В этом году выбрали Ядринский район. Благо, нашелся человек, который добродушно принял нас на своей территории. И мы признательны Леониду Николаевичу за это. Сюда приехали люди, имеющие чувашские корни и те, кто как-то связан с Чувашией: из Волгограда, Альметьевска, Казани, Нижневартовска, Москвы и Московской области, Тольятти, Ульяновска, Чебоксар, Шумерли, Новочебоксарска, Португалии, Италии.

Из 25-30 человек (одни уезжали, другие приезжали) 10 человек свободно владеют чувашским языком.

Наша справка
Блинов Александр Васильевич работает в одной из частных школ г. Чебоксары коммерческим директором и преподавателем иностранных языков. Также занимается переводческой деятельностью.

Кстати, итальянец Массимо Рипани по профессии журналист, в настоящее время живет в Чебоксарах и преподает в университете на факультете иностранных языков. Его тоже заинтересовал чувашский язык. В рамках одного из проектов прошел интенсивное обучение чувашскому языку в школе №10 г. Чебоксары. Тем более его будущая супруга Марина родом из Цивильского района. С ней он познакомился в Венгрии на конференции эсперантистов. Марина — будущий медицинский работник.

Ирина Тувалкина с дочерью живут в Португалии.

2

-В Чувашии бываем 2 раза в год. Я по профессии программист. Хочется, чтобы дочь хотя бы могла поприветствовать бабушку и дедушку на чувашском языке, — делится со своими планами Ирина.

Живя за границей, они поняли, что надо уважать культуру того народа, где живешь.

Наша справка
Эсперанто — самый распространенный плановый язык (старый термин — искусственный), вспомогательное средство международного общения. Создателем языка эсперанто является варшавский врач Людвиг Заменгоф (1859-1917). Он опубликовал свой проект в 1887 году под псевдонимом «доктор Эсперанто». Поэтому сначала говорили «язык доктора Эсперанто», а потом осталось только «эсперанто». Гениальным творением доктора является его грамматика. Она умещается на 3-4 страницах. И поэтому на изучение эсперанто требуется в 12-15 раз меньше времени, чем на изучение любого иностранного языка. Говорящие на языке эсперанто называются эсперантистами.

В программе обучения было не только изучение чувашского языка (Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечило их партами). По вечерам собирались у костра и пели песни. Им читали лекции журналист, поэт, литературовед, общественный деятель, педагог, знаток чувашской диаспоры Виталий Петрович Никитин (Станъял), краевед, исследователь, автор книги «Кто мы — суваро-булгары или чуваши?» Владимир Николаевич Иванов (Алмантай), кандидат искусствоведения Дмитрий Федорович Мадуров и другие. Д. Мадуров, сын известного скульптора Ф. И. Мадурова, закончил «строгановку», интересуется древней историей чувашского языка, археологией, культурологией.

3

Пообщавшись с жителями палаточного городка, я поняла, как для них важно знать чувашский язык, культуру, обычаи чувашей.

Многие родители приехали сюда с детьми. Приобщение детей к культуре, истории чувашского народа, привитие им любви к родному языку происходило, в первую очередь, через общение. Если все это, о чем мы говорили выше, станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость изучения истории своего народа, он будет ценить достоинства культур других народов, что повлияет на его духовное становление.

С. Трилинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *