Дополнительные средства бюджета Чувашии направятся на учреждения социальной сферы
Об этом сообщил Глава Чувашской Республики во время рабочей встречи с Президиумом Государственного Совета Чувашской Республики и руководителями фракций, где обсудили проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
«В ходе работы над обсуждаемым уточнением республиканского бюджета на 2023—2025 годы выбраны несколько основополагающих моментов. Первый — решение вопросов, которые накапливались годами и имеют достаточно серьёзный характер, это проблемные вопросы, как на территории муниципалитетов, так и на республиканском уровне. Второй — это обеспечение реализации всех запланированных мероприятий. Третий — обеспечение максимального роста с точки зрения формирующихся возможностей и охвата новых направлений, которые могли бы поддержать сформированные траектории», — отметил Олег Николаев.
Первый вице-премьер — министр финансов Чувашии Михаил Ноздряков добавил, что при формировании законопроекта приняты во внимание приоритеты, обозначенные федеральным правительством, в числе которых находятся социальная защита и обеспечение доходов граждан, а также развитие промышленности и инфраструктуры. Одновременно в нем учтены тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики, которые напрямую отражаются на поступлении в бюджет собственных доходов.
В соответствии с законопроектом доходы республиканского бюджета на 2023 год увеличиваются в сальдированном выражении на 7,1 млрд. рублей и оцениваются в объеме 89,9 млрд. рублей (109% к 2022 г.).
При этом плановые назначения по собственным доходам увеличиваются на 7,5 млрд. рублей и прогнозируются в сумме 50,9 млрд. рублей (116,1% к 2022 г.). Рост обеспечивается за счет налоговых поступлений, которые увеличиваются на 7,2 млрд. рублей и к концу года достигнут 47,7 млрд. рублей (117,8% к 2022 г.).
Расходы республиканского бюджета увеличиваются на 7,9 млрд. рублей и составят 97,9 млрд. рублей (121,8% к 2022 г.).
При этом более половины дополнительных средств — 4,2 млрд. рублей (53,2%) — будет направлено на социально-культурную сферу. В целом, расходы на этот блок
в 2023 году составят 58,0 млрд. рублей (111% к 2022 г.).
Вместе с тем, треть дополнительных средств — 2,7 млрд. рублей (34,2%) — планируется вложить в объекты капитального строительства. Таким образом, инвестиционные расходы в 2023 году составят 13,7 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше уровня 2022 года.
Наибольшие дополнительные суммы при текущем уточнении бюджета предусматриваются по следующим направлениям:
— 1,9 млрд. рублей — на развитие образования (всего расходы в 2023 году составят 25,9 млрд. рублей, с ростом к 2022 г. на 20,5%), в том числе 1,5 млрд. рублей — на строительство и реконструкцию детских садов и школ в Чебоксарах, Новочебоксарске, Чебоксарском, Моргаушском, Мариинско-Посадском и Батыревском округах, а также детского оздоровительного лагеря «Звездный» в Цивильске;
— 1,5 млрд. рублей — на здравоохранение (всего расходы в 2023 году составят 7,8 млрд. рублей, с ростом к 2022 г. на 21%), из них порядка 1,3 млрд. рублей направляется на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе в рамках модернизации первичного звена здравоохранения;
— 1,5 млрд. рублей — на национальную экономику (всего расходы в 2023 году составят 20,4 млрд. рублей, с ростом к 2022 г. на 27,4%), из которых 1,4 млрд. рублей выделяется на развитие дорожного хозяйства;
— 1,3 млрд. рублей — на жилищно-коммунальное хозяйство (всего расходы в 2023 году составят 9,1 млрд. рублей, с ростом к 2022 г. в 1,7 раза), в том числе: 781,2 млн. рублей — на строительство 3 газовых блочно-модульных котельных в Алатыре, 650,0 млн. рублей — на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий и тротуаров.
Также существенное увеличение расходов предусматривается на реализацию национальных проектов — с учетом дополнительных 2,6 млрд. рублей они составят 15,0 млрд. рублей, что на 10,5% больше уровня 2022 года.
Одновременно на 3,0 млрд. рублей увеличивается финансовая поддержка муниципальных образований. В целом, с учетом текущего уточнения межбюджетные трансферты в их адрес составят 29,3 млрд. рублей, с ростом к уровню 2022 года на 5,8%.
«Наша слаженная работа позволяет фиксировать большой объём дополнительных средств, которые мы можем потратить на нужды, которые испытывают, прежде всего, учреждения социальной сферы, это и больницы, и школы, и объекты культуры. Большую их часть мы уже в этом году завершим. Такая возможность появилась благодаря тому, что изначально мы составили комплексный, подробный план действий, сформировали под него мероприятия и проектные решения», — заключил Олег Николаев.
Присутствующие на встрече руководители и депутаты Госсовета Чувашии позитивно оценили предлагаемый законопроектом рост доходной базы бюджета на 2023 год и высказали свои предложения по направлениям использования дополнительных средств.
Вместе с тем, они высказали некоторое беспокойство по поводу эффективности исполнения столь большого объема бюджетных расходов. На что Михаил Ноздряков отметил, что Минфином Чувашии ведется ежемесячный мониторинг освоения выделяемых ассигнований и в случае необходимости в рамках бюджетного законодательства осуществляется их перераспределение. А что касается контрактации, то по словам первого вице-премьера, здесь особая роль отводится работе оперативного штаба по повышению эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Его деятельность строго регламентирована и нацелена на то, чтобы деньги как можно быстрее «шли» в экономику.
«Оперативный штаб по закупкам, где обеспечивается коллегиальность — это не орган для принятия решения, это инструмент реализации и обеспечения однозначного достижения целевых показателей. Это общая федеральная практика, которая нацелена на единообразие проведения необходимых процедур, в том числе в рамках выполнения показателей национальных проектов», — отметил Олег Николаев.
«Обращаю внимание, что над контрактацией федеральных средств в этом году был особый контроль. Правительством РФ были поставлены жесткие сроки — сначала 1 февраля, потом 1 марта, 1 апреля, 1 июля, 1 августа. В результате работы оперштаба на 1 октября обеспечили 80%-ное освоение федеральных денег. Это достаточно хороший показатель», — сообщил первый вице-премьер Михаил Ноздряков.
В ходе диалога речь зашла и о выделений дополнительных средств в размере 33,5 млн. рублей на программу по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, в которой жилье предоставляется вне очереди многодетным семьям, где один из членов принимает или принимал участие в проведении специальной военной операции. Соответствующий законопроект в сентябре поддержали депутаты Госсовета Чувашии.
Отметим, что 11 октября, законопроект «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» будет вынесен на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики, а 26 октября его рассмотрят на сессии республиканского парламента.
Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики