Как подготовить ребёнка в первый класс?
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость.
До первого сентября осталось не так уж много времени. На что обратить внимание родителям, чтобы помочь детям быстрее привыкнуть к новой жизни?
Важно убедиться в том, что ребенок готов к школе. Чтобы помочь Вам, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.
1. Физическое развитие + состояние здоровья + биологический возраст – это морфологическая готовность. Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой. Зачастую это происходит формально, необходимые сведения заносятся в карточку: вес, рост, другие показатели, узкие специалисты ставят свои отметки и все. Дальше решать родителям. Хотите получить полную информацию, пройдите обследование, как положено, обязательно расспросите врача, какие рекомендации в связи со школой он может дать для вашего ребенка.
Обратите внимание на уровень развития нервной системы, расспросите врача, как это проявляется в поведении ребенка, чтобы лучше понимать ребенка.
По ходу важно заметить, что хождение по врачам – это такая мука, очереди, ребенок не выдерживает, устает, капризничает. Не стоит проходить всех врачей за 1-2 дня. Это тяжело и для Вас, и тем более для малыша. Не забудьте взять с собой что-то попить ребенку и чем-то поиграть, когда сами будете беседовать с врачом.
2. Психологическая готовность – следующая важная составляющая. И тоже состоит из многих компонентов. Скажу о самых главных – это интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Оценить психологическую готовность Вам поможет встреча со специалистом психологом.
Надо или нет определять эту готовность, каждый родитель решает сам. Сейчас много разных центров, в садах, школах работают специалисты, которые помогут собрать вам необходимую информацию о ребенке без особых усилий. Тестирование сочетается с подвижными играми, занятия обычно проходят интересно, разнообразно, дети с удовольствием ходят.
А если ребенок плохо выговаривает слова?
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном, составлять рассказы по картинкам.
Каким образом еще родителям желательно подготовиться к школе?
Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей.
Научите ребенка соблюдать режим дня. Ребенок обязательно должен вставать в одно и то же время. Надо приучить его к выполнению утренней гимнастики, к водным процедурам. Завтрак, обед, полдник, ужин – все должно быть в определенное, строго установленное время. Очень важны ежедневные прогулки. Просмотр телепередач не должен превышать 30 минут в день. Примерно половину времени бодрствования дети должны находиться в состоянии активной двигательной деятельности.
Следующее: у будущего первоклассника должен быть школьный уголок для домашних занятий.
Уголок для школьника, так ли он важен?
Продумайте все мелочи, чтобы Вашему малышу было комфортно и безопасно в детском уголке.Мебель выбирайте с умом. Стол – выгоднее приобрести «на вырост». Но только не забудьте купить подставку для ног, чтобы малыш не болтал ими в воздухе. Лучше, если стол будет сделан из ДСП, а сверху покрыт ламинатом. Руки на таком столе скользить не будут. Стул – купите кресло, высоту и наклон спинки которого можно регулировать. Подстраивая его под ребенка, вы убережете чадо от искривления позвоночника. Настольная лампа – дети часто задевают ее руками. Поэтому выбирайте лампу с тяжелым и устойчивым основанием. Для сохранения зрения лучше используйте обычные лампы накаливания мощностью 60 Вт.
От цветовой гаммы детской многое зависит:
— выбирайте светлые оттенки – бежевый, светло-зеленый, розовый; они помогут чаду быстрее и лучше соображать;
— откажитесь от серого и черного, они подавляют интерес к учебе;
— избегайте ярких красок в интерьере, они будоражат детей и мешают усидчивости, не больше одного ярко-красного или желтого предмета.
Обустраивая уголок, соблюдайте правила:
— письменный стол поставьте слева от окна, тогда свет станет падать правильно – зрение будет в порядке;
— для правши лампа – слева, для левши – справа; тень от руки не будет падать на тетрадь и не помешает письму и чтению;
— отрегулируйте высоту стула; посадите ученика за стол, поднимите сидение так, чтобы столешница оказалась точно на уровне сгиба локтя ребенка; ноги при этом должны ровно стоять на полу или подставке;
— не ставьте на стол первоклассника компьютер! Он будет отвлекать ученика от выполнения домашних заданий;
— купите ребенку подставку под ручки и карандаши – на столе будет порядок.
Не секрет, что у школьников портится осанка…
Сколиоз, боли в плечах и головокружения – самые частые недуги школьников. Их виновником может стать некачественный ранец. При его покупке обратите внимание на материал. Если рюкзачок резко пахнет, откажитесь от покупки; такой портфель из токсичных материалов; и обязательно спросите сертификат качества; только это гарантирует, что рюкзак малышу не навредит. Лямки выбирайте широкие, не меньше, чем детская ладошка; узкие лямки будут врезаться в плечи ученика и причинять дискомфорт. Спинка ранца должна быть жесткой (ортопедической); она спасет от искривления позвоночника; проведите простой тест, поставьте ранец пустым на пол, рюкзак не упал – спинка правильная; если же ранец согнулся или сложился вдвое – покупать его не стоит.
Ранец создает равномерную нагрузку на плечевой пояс, что исключает возможность боковых искривлений позвоночника. Вес ранца без учебников для первоклассников должен быть не более 700 граммов, а с учебниками – не более полутора килограммов.
Следующее – надо научить ребенка самостоятельно контролировать посадку. Для этого надо поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска, между столом и грудью должен свободно проходит кулак, лопатки касаются спинки стула, обе ноги всей ступней опираются на пол.
Чтобы ребенок был стройным, с правильной осанкой, необходимо также правильно выбрать ему одежду, обувь и ранец. Одежда должна соответствовать росту ребенка. Слишком свободная или же слишком маленькая по размеру одежда не только некрасива, она и неудобна, и способствует формированию неправильной осанки. Обувь рекомендуется из натуральной кожи, соответствующей размеру стопы с каблуком не более двух сантиметров.
Нужны ли занятия до школы?
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советую вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
— занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными,
— их длительность не должна превышать 35 минут,
— не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен,
— постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку привыкнуть к школе?
Как мама и как педиатр, хотела бы пожелать родителям следующее:
— Надо постараться в этот период находиться рядом с ним. Следует побольше разговаривать с ребенком, буквально «вытаскивать» из него все события прошедшего дня. Так у вас появится возможность проанализировать с малышом его проблемы и показать ему различные варианты их решения. Мелкие неприятности могут перерасти в крупные проблемы, в нежелание учиться, ходить в школу, в различные комплексы, которые в будущем будет очень трудно исправить.
— Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
— Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
— Ваш ребенок пойдет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
— Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
— Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
— Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
— Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
— С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
— Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Надеюсь, что, воспользовавшись этими советами, рекомендациями, вы сможете помочь своим детям быстрее освоиться в школьной обстановке и облегчить им путь в «страну знаний», а также сохранить и укрепить им здоровье.
Заведующая дошкольно — школьным отделением БУ «Городская детская больница №4 » МЗ и СР ЧР Сугутская Галина Димитриевна.