В России разработали первый электрический трактор
Электрический трактор создан на базе серийной модели «КМ Универсал» производства Чебоксарского завода силовых агрегатов (ЧЗСА), которая пришла на замену легендарному советскому трактору Т-16 («Шассик»).
Работа по созданию электрического трактора началась в середине 2021 году. Инженеры «Актива Техно» (г. Калуга) и «Априорные решения машин» (АРМ, г. Москва, резидент Инновационного центра «Сколково») собрали первый образец новой машины, которая питается исключительно от батареи и не имеет привычного ДВС. Вместо двигателя внутреннего сгорания и гидростатической трансмиссии тракторное шасси получило аккумуляторную батарею и систему электропривода, которая обеспечивает не только движение машины, но и работу навесного оборудования.
Первый образец электрического коммунального трактора развивает скорость до 30 км/ч. Трактор может перевозить в самосвальном кузове более одной тонны груза, при этом дополнительно обеспечивая работу различного навесного оборудования.
Эксплуатация электрического трактора предполагается преимущественно в условиях, где нежелательна работа ДВС и необходимо минимизировать выбросы в окружающую среду. Это могут быть закрытые производственные помещения, склады, теплицы, животноводческие хозяйства, парки и скверы.
Также электрический трактор будет востребован для минимизации шумового фона при проведении работ на жилых придомовых территориях, в зоопарках, скверах, природных заказниках и заповедниках.
При всех технологических преимуществах электрической техники электрический трактор имеет прозрачные экономические параметры. По подсчётам разработчиков, экономия за счёт разницы в стоимости и потреблении электроэнергии и дизельного топлива может составить до 1 миллиона рублей за 5 лет эксплуатации. В дополнение к этому отсутствие ДВС значительно снижает затраты на обслуживание трактора – нет необходимости менять масло, фильтры и т.д. При этом трактор с электрической трансмиссией будет продаваться в одном ценовом диапазоне с серийной машиной с ДВС производства ЧЗСА.
На старте проекта в середине 2021 года из-за отсутствия российской компонентной базы планировалось использовать импортные электрические компоненты.
«В сложившихся условиях мы форсируем планы по импортозамещению комплекта тяговых электродвигателей для того, чтобы обеспечить стабильное ценообразование и короткие сроки поставки инновационной техники. Эти компоненты могут быть унифицированы для их использования в серийном производстве электрических вилочных погрузчиков, которые уже выпускаются на ЧЗСА. Так как у нас нет понимания о планах по локализации таких компонентов со стороны других предприятий в РФ, наиболее рациональный вариант для сохранения возможности производить конечный продукт и контролировать при этом его себестоимость и качество – это производить компоненты самим», – отметил акционер ЧЗСА Григорий Болотин.
Предприятие уже готовит проект по созданию собственного производства электродвигателей необходимого тягового класса для обеспечения максимальной локализации новой техники. Унифицированные двигатели смогут быть использованы и в другой технике, например, вилочных погрузчиках и другой складской технике.
По информации Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики