О микроклимате в образовательных организациях
Гигиенические свойства воздушной среды определяются ее химическим составом, физическим состоянием: температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, напряжением электрического поля и др. Гигиенически правильный воздух в образовательных организациях — важное условие для сохранения здоровья, успеваемости и работоспособности учеников, а особенно актуальным становится этот аспект в период школьных эпидемий, ведь известно, что вирусы распространяются воздушно-капельным путем. При длительном пребывании в классе большого количества учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяется его химический состав, физические свойства и вирусно-бактериальная загрязненность, и эти показатели резко ухудшаются к концу уроков.
Неблагоприятные факторы внешней среды подталкивают к ухудшению здоровья детей. Зная неблагоприятные факторы и их влияние на физическое и эмоциональное состояние ученика, можно уменьшить негативное влияние их на здоровье детей.
Повышенная температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение при пребывании человека в условиях повышенной относительной влажности.
При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Именно поэтому в период массовых заболеваний гриппом и простудой вопрос поддержания здорового микроклимата в помещениях становится особенно актуальным.
Не всегда в образовательных организациях принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей.
Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательной организации должны ежедневно проветриваться.
Учебные помещения в общеобразовательных организациях проветриваются во время перемен, рекреации — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4° С.
Наиболее благоприятные условия для учёбы в классе — температура 18-20° C и относительная влажность — 40-60 %,. скорость движения воздуха — 0,1-0,2 м/с. В таких условиях у учеников дольше сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие.
На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. А также не допускаются к использованию переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением.
Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства.
Значительное положительное влияние на микроклиматические условия и факторы окружающей среды в помещениях образовательного учреждения оказывает вытяжная и приточно-вытяжная системы вентиляции образовательной организации.
Соблюдение гигиенических рекомендаций по поддеанию оптимального микроклимата в помещениях образовательной организации, является существенным фактором для сохранения здоровья детей.
Ю. Семенов, врач по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии»