Усиливаются меры безопасности – достаточно ли это?
В этом году трагическое событие в Казани потрясло мир. «Прославился» Ильназ Галявиев, устроивший 11 мая массовый расстрел в казанской гимназии № 175. В результате стрельбы, устроенной нападавшим, погибли невинные ни в чем люди, которые только-только начинали жить. На судьбе девятерых человек один подросток поставил точку. 9 человек – это целый класс в сельской местности. Обидно, жалко, и больно. И невольно возникает вопрос, как уберечь наших детей от такого зла. Способны ли взрослые обеспечить им безопасность? Не только им, конечно. И сами взрослые попадают в зону риска. Поэтому здесь мелочей нет. Мы решили вновь вернуться к теме противодействия идеологии терроризма и экстремизма, и продолжить разговор на начатую тему с директором Кукшумской основной общеобразовательной школы Ядринского района Надеждой Павловной Бундиной.
— Надежда Павловна, эту тему мы с вами уже обсуждали в 2019 году. Как победить зло? Казалось бы, в гуманном обществе живём.
— Я с вами согласна. Для этого мы, конечно, многое делаем. Но, видимо, пока недостаточно. Наши усилия направлены на обеспечение безопасности детей в школе. Мы организовываем разные встречи, классные часы, уроки, проводим онлайн-собрания с родителями. Для обеспечения безопасности наших детей в конце сентября прошлого года установили шлагбаум, а на входной двери — видеодомофон. Доступ на территорию школы посторонних лиц запрещен. Установлены 4 видеокамеры снаружи и 6 внутри здания образовательной организации. Внутри здания, при входе появились арочный металлодетектор и турникет. Охрана объекта организована 24 часа в сутки. С 7 до 17 часов дежурят техслужащие Надежда Елисеевна Ильина и Валентина Васильевна Ильина. В ночное время с 17 часов до 7 часов утра – сторожа, Владимир Васильевич Порфирьев и Сергей Анатольевич Иванов.
Ответственный по антитеррору — Александр Владимирович Воронков, учитель физкультуры и ОБЖ.
Согласитесь, противодействие идеологии терроризма и экстремизма должно начинаться в школе, и затем набирать обороты в обществе. Эту работу проводим не для галочки, а до мелочей продуманно. После событий в Казани мы предприняли ряд мер по усилению безопасности. У нас теперь в классах и в учительской двери закрываются изнутри. На окнах второго этажа установили защелки, чтобы дети не выпадали из окон.
— Почему в современном мире, повзрослев, дети становятся озлобленными?
— Дети попадают во взрослый мир, и сталкиваются не только с добром, но и со злом. Кто-то выбирает тропинку зла. В школе дети добросердечные. Когда они в иной мир выходят и думают, что все там хорошо. Но опеки нет, и ребенок ломается, возникает озлобленность. Я много думала над этим. У ребенка с детства должен быть какой-то стержень гуманности. Если стержень гуманности крепкий, он не сломается. Будет отзывчивым и дальше. Надо любить людей, этому мы учим с самого раннего возраста. Особенно в
подростковый период родители должны уловить момент, когда их ребенок нуждается в помощи и поддержеке. Именно — уловить момент, чтобы вовремя помочь детям не сломаться. Детский мир он очень хрупкий. Плохая сторона, как черная дыра, проглатывает детей. У каждого человека есть возможность никому не причинять зла.
— Как отметил в свое время великий педагог А.С.Макаренко, воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
— Да. Он ещё говорил, что воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А в последние годы в некоторых семьях родителей заменяют компьютерные игры. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Но не будем забывать, для ребенка важно живое общение. Должен быть предел. Ребенок, оставленный без внимания родителей, переходят в виртуальный мир. Взрослым некогда. И дети думают, что в реальной жизни можно стрелять. Доверие получает только тот, кто со своим ребенком больше общается. Игры не заменяют живое общение. Нет, я не против игр. Когда они развивают мышление, сообразительность – это хорошо, но тут существует тонкая грань, которую нельзя перейти.
— Школа и дети. У вас только учителя проводят разъяснительную работу по антитеррору?
— Не только педагоги. Частенько приезжают заведующий сектором специальных программ Ядринской райадминистрации Дмитрий Викторович Гладышев и главный специалист-эксперт отдела образования райадминистрации Меркурий Меркурьевич Александров. Рассказывают ребятам, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют. Показывают видеоролики на эту тему.
С детьми и персоналом школы проводят занятия. Ребята узнают, что такое взаимопомощь, патриотизм, бдительность, повторяют правила поведения в случае угрозы террористического акта, обсуждают различные ситуации «Если бы …», убеждаются в необходимости постоянного выполнения мер предосторожности, уменьшающих вероятность стать жертвой террористов. Вывод один: нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
После событий в Казани и сама провела со старшеклассниками урок «Если бы…». Кстати, была очень удивлена. «Если бы это было у нас, как бы вы действовали?», — спросила я у них. Прозвучали такие ответы: «Мы бы побежали, прыгнули со второго этажа, побежали бы змейкой» и т.д. После этого усилили работу в этом направлении. Теперь они уже знают, что при стрельбе надо закрываться в классах, не паниковать и т.д. Проводим тренировки. Очень надеемся, что принятые меры безопасности не пригодятся нам в жизни школы. Но бдительности не теряем.
— Мы начали разговор с доброты, Надежда Павловна. В заключение, что вы можете сказать об этом?
— Частицу доброты мы даем в школе. Этот клубочек должен постоянно увеличиваться, чтобы багаж доброты и милосердия у детей не иссяк.
— Спасибо за интервью.
Валентина Васильевна Ильина, уборщик служебных помещений Кукшумской ООШ:
«Для нас постоянно проходит обучение по антитеррору. Директор проводит беседы, как мы должны действовать при той или иной непредвиденной ситуации. У нас всегда с собой имеется брелок от тревожной кнопки. Никого не пускаем в школу, пока не сообщим об этом руководству. Перед нами поставлена задача обеспечить безопасность как школьников, так и работников школы, мы это выполняем. В начале этих нововведений боялись, а теперь привыкли. Мы всегда на посту. Дай Бог, чтобы эти кнопки нам в повседневной работе не пригодились».
Беседовала Л.Петрова