Геннадий Федоров обсудил вопросы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
20 июля 2021 года главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Геннадий Федоров провел совещание с руководителями подведомственных организаций с целью изучения проблем, возникающих при комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра, организацией процесса инклюзивного образования и методами социализации детей с РАС Чувашской Республики.
В совещании также приняли участие руководители министерства образования и молодежной политики, министерства труда и социальной защиты, министерства здравоохранения Чувашской Республики, правления ЧРОО помощи детям с РАС «Крылья».
«Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров в числе приоритетных задач отметил налаживание эффективной системы раннего выявления детей с РАС, аккумулирование и тиражирование наиболее действенных методик помощи людям разных возрастов, оказания адаптивной медицинской и необходимой психологической помощи людям с РАС, а также их семьям, повышения информированности об аутизме», — обозначил Геннадий Федоров.
На сегодняшний день в республике насчитывается 290 детей с расстройствами аутистического спектра.
Тем не менее, система комплексного сопровождения детей с РАС, доступной всем и с едиными подходами в Чувашии в полной мере не налажена: отсутствует единый подход маршрутизации подобных лиц, существует проблема недостаточности финансирования и разрозненность практик в детских садах, школах, реабилитационных центрах, где услуги получают лишь небольшое количество детей с РАС, не налажено эффективное межведомственное взаимодействие при организации в регионе работы по данной теме.
В республике отсутствует служба Ранней помощи в детских садах, школах, реабилитационных центрах. По сути, система должна «подхватывать» ребенка с момента выявления и вести на протяжении всей жизни. Многие дети, грамотно подхваченные службой Ранней помощи, не нуждаются в дальнейшем сопровождении. Дети либо находятся в коррекционных садах и школах, или же на домашнем обучении — не хватает специалистов тьютеров, нет программ повышения квалификации и необходимого финансирования образования детей с РАС.
Так, например, существует проблема недостаточности финансирования данного проекта и необходимости внесения изменений в Положение об оплате труда министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в части касающейся перераспределения финансирования руководителями учебных учреждений, занимающихся с детьми РАС, их мотивации в дальнейшем улучшении и помощи.
В связи с этим главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Геннадий Федоров дал поручение внести соответствующее предложение в части
обеспечения целевого финансирования данного проекта, создания базы данных по детям с РАС, а также открытия ресурсного центра в республике по организации сопровождения детей с расстройством аутистического спектра на примере Нижегородской области и избрания координатора, обладающего достаточными полномочиями, что позволит восполнить нехватку психолого-педагогического, а также медицинского сопровождения детей и семей, их воспитывающих, усиления межведомственного взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти республики, участвующих в данном процессе.
В завершении совещания Геннадий Федоров отметил, что для дальнейшего налаживания эффективной системы комплексного сопровождения с ментальными расстройствами здоровья и для реальной оценки сложившейся ситуации, необходимо собрать все разрозненные куски данной системы и вложить их в единый работающий механизм для того, чтобы все дети с РАС имели возможность учиться наравне со своими сверстниками и получали качественную, и самое главное, своевременную помощь.