Предъявите полис
Вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Что изменилось в связи с этим? На что может рассчитывать пациент, которому необходима медицинская помощь? Вот какую информацию нам представили специалисты Территориального фонда ОМС Чувашской Республики.
До принятия закона сложилась ситуация, при которой застрахованный в системе обязательного медицинского страхования зачастую даже не помнил названия страховой компании и не знал, как с ней взаимодействовать. Нынешним законом предусмотрено право застрахованного гражданина на выбор страховой медицинской организации (до 2011 года за гражданина этот выбор осуществлял работодатель).
В законе прописаны права страховых организаций по контролю качества оказания медпомощи. Они, как и сегодня, должны будут вести своего клиента на всех этапах лечения. К примеру, если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, то он может позвонить в свою страховую компанию с просьбой разобраться в ситуации. Страховщик должен выступать в роли «адвоката», защищая его права.
Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, застрахованное лицо осуществляет один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября. При этом следует обратить внимание, если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее.
Полисы единого образца будут вводиться постепенно с 1 мая этого года до 1 января 2014 года. Их будут выдавать, прежде всего, новорожденным, тем, кто раньше по какой-либо причине не имел полиса ОМС, а также при смене фамилии, имени, места его жительства при отсутствии на территории страховой компании, в которой человек был прежде застрахован.
Полисы, выданные ранее, даже если срок их действия истек 31 декабря 2010 года, будут действовать в течение еще трех лет. Медицинские организации не имеют права отказывать в медицинской помощи гражданам с такими полисами. Сегодня гражданин может получить медицинскую помощь по имеющемуся у него полису ОМС, ему этот полис менять не нужно.
Если человек столкнулся с нарушением своих прав, в том числе связанных с выбором медицинского учреждения, то, прежде всего, ему необходимо обратиться к руководству поликлиники или больницы. Как правило, большинство конфликтов тут же решается. Если этого не произошло, следует обратиться в страховую компанию, которая его застраховала или в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики. Контактные телефоны можно найти на стендах медицинских учреждений, буклетах и официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, телефон «горячей линии» (8352) 63-29-46 для получения квалифицированных разъяснений о правах граждан в области обязательного медицинского страхования.