Ядриноведение

Память о нем должна быть увековечена

Каждый год родственники погибших на Великой Отечественной войне солдат приходят к памятникам, установленным в их честь, кладут цветы, поминают героев добрыми словами. Погиб на той страшной войне и мой дядя, Яков Федорович Краснов, уроженец деревни Нижние Сунары Ядринского района. Его имени нет в списке погибших ни там, где он погиб и захоронен в Братской могиле, ни в Советском сельском поселении. Впрочем, все по порядку.

Мои дедушка и бабушка, Федор Гаврилович и Анна Ивановна Красновы были зажиточные крестьяне. У них была ветряная мельница, кирпичный дом с подвалом (кстати, рассказывают, что в их доме, как их раскулачили и выслали в Сибирь, в годы войны располагалась местная типография, где печатали газеты). У них было 6 детей. Яков, с 1910 года рождения, был четвертым ребенком в семье; моя мать, Александра, с 1921 года рождения – шестым.

В 1931 году семью раскулачили. Женатых и замужних детей, живущих отдельно, не тронули. Дедушка с 3 детьми: Николаем, Яковом и Александрой был выслан в Сибирь. Там же на Урале в начале 1941 года он умирает от тяжелой работы.

Яков с сестренкой Александрой (моей будущей мамой) сбежали из ссылки. Мама все вспоминала, как Яков ее перенес на себе через студеную реку, был заботливым и внимательным братом.

На родине Яков в Ядринском педтехникуме получает специальность учителя начальных классов, несколько месяцев работает в Сятракасинской школе Моргаушского района.

Мама с подругой поехала учиться в Ленинград. Она хотела стать вагоновожатой, водить трамваи. Но война помешала осуществлению планов девушек. Мама рассказывала, что город часто бомбили. Они поднимались на крыши домов, гасили фугаски. Было очень страшно. Учащихся эвакуировали. Мама приехала в Чувашию. Позже, выйдя замуж, уезжает к сестре Марии, которая с мужем жила в Сибири.

По-разному сложились судьбы моих родственников. Двое из них погибли на войне.

Дядя Петр призывался Советским райвоенкоматом, рядовой. Пропал без вести в июне 1944 года.

Дядя Яков также был призван на фронт Советским райвоенкоматом. Похоронка на него пришла в 1942 м-году в Советский райвоенкомат, которая во время пожара была уничтожена. Повзрослев, бывая в Москве, в память о дяде Петре и Якове я всегда с цветами посещала могилу Неизвестного солдата.

Спустя годы, я вернулась в район, обосновалась в селе Никольское. Решив узнать подробнее о судьбе дядей, обратилась в Ядринский райвоенкомат и обнаружила сведения о дяде Якове. Оказывается, он был лейтенантом, помощником командира. Воевал на Брянском фронте в составе 143-й стрелковой дивизии 800-го стрелкового полка. Погиб 30-го июня 1942 года в сражении и захоронен около деревни Бараново Мценского района Орловской области (ныне село Высокое Никольского района).

Я написала письмо в военный комиссариат Орловской области. Получила ответ, что Краснов Яков Федорович по учетным данным военного комиссариата в списках погибших и похороненных на территории области не числится. Имя погибшего защитника Отечества можно внести в списки и увековечить на мемориальной плите братского захоронения после представления в военный комиссариат подтверждающие документы.

Обращаюсь к читателям райгазеты, жителям района, может, кто-то знал, учился с моим дядей в Ядринском педтехникуме, или учился у него, или призывался с ним. Откликнитесь.

Мне тоже хочется посетить его могилу, положить цветы, поклониться за то, что он был достойным защитником и Родины, и близких родственников.

Думаю, что его имя должно быть увековечено и на мемориальной доске братской могилы в Орловской области, и на памятнике павшим в Великой Отечественной войне воинам в Советском сельском поселении.

Л. Белова, с. Никольское

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *