Не разрешили прогуляться по дедушкиному саду…
Родом я из деревни Никиткино. Мне недавно исполнилось 80 лет. Выросла я в многодетной семье колхозников. Правда, из 6 детей выжили только двое. Отец Федор Трофимович, с 1893 года рождения, был участником Великой Отечественной войны.
В 1946 году после войны в колхозе его назначили садоводом. Вспоми-наю, как он из крупных сортовых яблок вылущивал семена и сеял их, выращивал саженцы. Потом высаживал их в колхозном саду, прививал. Лишние саженцы продавали.
Мама, Варвара Ивановна, была первой помощницей отца.
Так отец вырастил и выходил 2 колхозных сада. В одном саду было более 50 яблонь, в другом – около 100. Кроме этого, в саду же выращивали малину, садовую клубнику. Собранный урожай колхоз продавал, а колхозники, работавшие в саду, получали неплохую зарплату. Кроме этого, в 70-е годы, по примеру колхоза «Ленинская искра», мой отец тоже проводил большую противоэрозионную работу. По склонам оврагов близ деревни сажал очень много деревьев. Утром выпивал кружку молока и на целый день уходил из дома. Работал в резиновых сапогах, и под старость у него начали отниматься ноги. Думаю, если бы не отцовские деревья, защитившие склоны от разрушения, даже асфальтированную дорогу до нашей деревни проложить было бы невозможно.
Отец ушел из жизни в 78 лет, мать дожила до 98 лет.
Сама я работала и на ферме в откормсовхозе «Ядринский», и на хлебозаводах. За хорошую работу в откормсовхозе меня наградили Почетной грамотой Чувашской Республики и путевкой в санаторий.
С мужем вырастили детей. Есть у нас и внуки. Недавно внук из Нижнего Новгорода приехал с невесткой. И они с моей дочерью решили прогуляться в окрестностях деревни, по старому отцовскому саду, собрать последние ягоды луговой клубники.
И через некоторое время возвращаются понурые с пустыми руками. Оказывается, местный житель, купивший этот сад, не пустил их туда.
Очень обидно. Отец в свое время столько труда вложил в этот сад, вырастил столько деревьев, а нам не разрешали даже одно дерево срубить на дрова…
Е. Гаврилова