Ядриноведение

Первый пароход в Ядрине

В начале 1902 года Таланцевы отказались от мелкооптовой повсеместной реализации растительного (конопляного и льняного) масла. Мелкие лавки они ликвидировали, взамен создали крупные оптовые склады в городах Нижний Новгород, Лысково, селах Васильсурск,  Козьмодемьянск. Текущая рядом с заводами река Сура была вполне судоходной. Однако она, в основном, была освоена в своем нижнем течении от Васильсурска до Выльской пристани: в половодье суда с баржами поднимались за мукой и хлебом, пригоняли плоты для продажи. Наем буксиров с баржами у судовладельцев обходился дорого. Поэтому Таланцевы решили организовать свое пароходство на р. Сура.

В 1903 г. на Сормовском заводе  Нижнего Новгорода судостроителю И. В. Тюрину заказали буксиро-товаро-пассажирский пароход стоимостью 30 тысяч рублей. Пароход в железном корпусе в течение года был построен и в 1903 г. вышел в плавание на линию: Курмыш-Васильсурск.

1

Это было современное судно с металлическим корпусом, освещался электричеством (через динамо-машину).  Двигатель работал на нефти и имел мощность в 120 лошадиных сил (по характеристике того времени: «120 индикаторных сил с паровым котлом на давление 10 атмосфер»). Пароход назвали «Чайкой».

Одновременно Торговый дом братьев Таланцевых нанял мастеров-судостроителей приволжского села Городец вблизи Нижнего Новгорода на строительство специальной баржи. Она обошлась в 5100 рублей 59 копеек.

Со временем Торговый дом обзавелся катером, двумя баркасами, несколькими баржами (одна из них построена вблизи Янибякова). Братья Таланцевы получили право использования «Чайки» на Волге от Рыбинска до Астрахани, а на Суре — от ее устья (Васильсурска) до Алатыря. Но, практически, «Чайка» обслуживала следующий маршрут: Курмыш — Васильсурск. В редкие годы весной в половодье пароход раза-два поднимался до Алатыря, отбуксировывал вниз по реке плоты со строительным лесом. В половодье Торговый дом временно разворачивал Кумашкинскую пристань вблизи Шумерлинского лесничества: вывозил оттуда дрова и клепку для заводских нужд.

2

Частное пароходство Торгового дома держало на Суре четыре пристани: Курмышскую, Заводскую, Ядринскую и Выльскую. Первые три из них обслуживали по 2 человека (начальник пристани и матрос), а Выльскую — 3 человека (начальник пристани и матрос, приказчик), так как движение товаров здесь было больше. Чтобы и в жаркие времена года судоходство не приостанавливалось (летом на Суре уровень воды падал), Таланцевы приобрели землечерпалку. При заводах же на старице Суры они оборудовали затон  для перезимовки парохода и барж.

С открытием навигации на специальную баржу нагружали товар, в Васильсурске он отцеплялся от «Чайки»  и дальше (вверх или вниз) буксировался волжским пароходом.

Предприниматели  Таланцевы нанимали значительное число рабочих и служащих: матросов, шкиперов  (из селений Иваньково, Чиганары, Сареево, Никиткино, Югуть, Поченары) для обслуживания водного транспорта на Суре. Их принимали на работу к открытию навигации, с возвращением парохода «Чайка» и барж в затон завода. Зимой рабочие водного транспорта увольнялись. На круглогодичном жаловании находились лишь капитан парохода Будылин Матвей Максимович (уроженец д. Николаево  Нижегородской губернии, работал с 1903 г.) и его помощник Цирков Иван Павлович (уроженец г. Нижний Новгород,  работал с 1907 г.).

3

С установлением советской власти образцовое хозяйство братьев Таланцевых  распалось. В декабре 1917 г. маслобойный и винокуренный заводы были переданы Казанскому губернскому продовольственному комиссариату. Выльская заводская пристань перешла Ядринскому продкомитету, а новым владельцем парохода и пристани стало Васильсурское  управление водным транспортом.

На снимках: судостроитель И.В. Тюрин (первый слева); пароход «Чайка».

М. ИЛЬИНА, главный специалист-эксперт Ядринской районной администрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *