Их души просят нашей молитвы
Все знают, в сталинские времена в нашей стране из-за политических репрессий пострадало тысячи безвинных людей. В нашем районе их тоже было немало.
Яков Васильевич и Анастасия Павловна Яковлевы из д. Талой, создав семью, шли по жизни уверенно, крепко, были аккуратными, приветливыми людьми, не ленились трудиться, жили светлыми мечтами. У них родилось шестеро детей: пять дочерей и один сын. Радовались своим детям, но все же Яков в душе переживал от того, что девочкам не давали землю. Выручала отцовская доля. А когда родился сын Василий, получили еще один надел.
«Нас отец вовлекал во все работы. Рубили лес, сеяли, жали, чинили дом и постройки. Держали много скотины: корову, овец, лошадь. Топленое масло было желтое-желтое, а хлеб таким мягким, ели все это с картошкой. Мама была чистоплотная, нас воспитывали в любви и строгости, по Божьим законам. В детстве, катаясь в овраге на санках, чтобы обрадовать маму, по возвращении домой приносили собой хворостину», – вспоминала дочь, Марфа.
Когда началась война, отец семейства Яков Васильевич ушел воевать, участвовал в первой мировой и гражданской войнах. Анастасия Павловна осталась с шестью маленькими детьми. Младшему было всего три года. Молодой женщине тяжело было нести семейный груз. Анастасия, забыв про сон, по ночам пряла шерсть, ткала, шила одежду, просила помощи у Бога, молилась. А когда становилось невыносимо грустно, пела песню: «Голубка, ты голубка, где же твое гнездышко? Между двумя клетями. Где же мой любимый? Между двумя войнами».
Через 4 года глава семейства вернулся с войны живым и здоровым, и начала большая и дружная семья Яковлевых поднимать свое хозяйство. Трудились не покладая рук, построили крепкий дом, подняли амбары и клети, увеличили поголовье скота. Старшая дочь Татьяна вышла замуж за односельчанина Константина. У них родилось четверо детей: Анна, Валентин, Анатолий, Александр. Подрастали у Яковлевых и другие дочери. Яков и Анастасия благодарили Бога, просили у него еще удачи, здоровья.
Казалось, ничего не предвещало беды. Но началась коллективизация на селе, агитировали крестьян вступить в колхоз. Сына Яковлевых, Василия избрали председателем сельсовета. Иногда ему приходилось против своей воли исполнять приказы, спущенные сверху: собирать с крестьян налоги, деньги, продовольствие. Среди сельчан все больше становилось людей, которые ненавидели эту семью.
В 30-х годах, защищая свою любимую девушку, трагически погибает Василий. После его ухода из жизни Яковлевы остаются без защиты.
В 1937 году семья попадает в число врагов народа. За веру в Бога, за посещение церкви и за то, что не вступили в колхоз, местные «активисты» решают Яковлевых оставить нищими. Без суда и следствия сломали надворные постройки и увезли. Не брезговали даже кусками домотканого холста и другими мелкими вещами. Не пережив такое горе, Яков Васильевич преждевременно уходит из жизни. В том же году 28-летнюю скромную и набожную Анну признали «активной участницей контрреволюционного движения» (за контрреволюционную пропаганду и агитацию, за участие в контрреволюционной организации), вынесли решение заточить ее в тюрьму на 8 лет и отправили в Алатырь.
Через 3 месяца по этой же статье обвинили и 26-летнюю Марфу. Ей дали 6 лет. По приговору суда признали виновным за то, что М.Я.Яковлева в 1935-1937 годах «вела агитацию против колхоза, прославляла прежний царский режим, плохо отзывалась о комсомоле».
В январе 1941 года еще двух членов семьи: мать Анастасию Павловну и дочь Елену обвинили в контрреволюционной пропаганде и агитации. Их приговорили к 8 годам лишения свободы. Признали, что обе вели агитацию против Советской власти, выступали против партии и правительства, не принимали участие в выборах.
В том же году и младшую дочь, Марию, лишили свободы на 10 лет.
Семью, как налетевшие черные вороны, разрушили всю до основания. Не выдержало сердце Анастасии Павловны все это, из-за пережитого горя в том же году ушла из жизни в тюрьме №3 города Алатыря. Не дано было ей знать, что такая же участь постигнет и самую старшую дочь, которая была замужем. 39-летнюю Татьяну арестовали через месяц после ее смерти, обвинив в том, что она выступала против советской власти, вела агитацию против нее во время выборов.
Разлучив четверых малолетних детей от матери, заточили ее на 10 лет в колонию. Отец, Константин, преждевременно ушел из жизни из-за болезни. Как неоперившиеся птенцы в теплом гнездышке, малые детки остались без родителей. Как жить, чем питаться, что надевать? Старшей дочери было 13 лет, а самому младшему – всего 5. «Целыми днями плакали мы, спрашивали, где мама, и, уставшие, засыпали голодными. Ходили на ферму, чтобы поесть картошку, сваренную для скотины, иногда нас подкармливали соседи. С малых лет пасли стадо, за это нам давали еду, одежду. Даже дикие звери, птицы не разлучают своих детенышей, птенцов от матери. А человек может», — вспоминала дочь Анна. Хоть и было детство трудным, Валентин, Анатолий, Александр выросли достойными солдатами для Отчизны.
В тюрьме Татьяна, днями-ночами напролет переживая за детей, через полгода умерла во второй Чебоксарской ИТК. На следующий год, в апреле 1943 года, в Козловской ИТК №6 ушла из жизни и Елена.
Сначала в деревню после 6 лет, проведенных в Алатырской тюрьме, в марте 1944 года вернулась Марфа. Она приехала не одна, а с сыном. К сожалению, он умер в младенчестве. Говорят, беда не приходит одна. Дома поджидала ее еще одна неприятность. В их родном доме проживала семья, приехавшая по эвакуации. В районном центре в прокуратуре она выяснила, что не было никакого приказа о конфискации имущества, так она вернулась в отцовский дом. Кроме дома не осталось никаких строений. Марфа жила тем, что давал лес: собирала ягоды, орехи, грибы, дрова; плела лапти; ходила на работу в колхоз.
На следующий год, после 8 лет в тюрьме, вернулась домой и Анна. Еще через два года и Мария приехала в родной уголок живая и здоровая. Вот так три сестры, после всего пережитого, начинают налаживать жизнь заново. Но можно ли из сломанного однажды росточка вырастить крепкое дерево? Ведь даже воду, однажду замутненную, не очистишь.
В 1951 году Анну за неучастие в выборах опять засудили, отправили на 10 лет в Акмолинскую область Казахской ССР. Там она пасла стадо коров, овец. В 1961 году вернулась домой.
В семье Яковлевых всех женщин по прошествии лет (в 1992 году) прокурор Чувашской Республики на основании закона РСФСР «О реабилитации лиц, пострадавших за политические репрессии» реабилитировали. Можно сказать, справедливость восторжествовала. Но сколько было загублено жизней!
Сестры Анна и Марфа прожили в отцовском доме долгую жизнь. Анна – 87 лет, Марфа – 97 лет, но души их не переставали болеть никогда за несправедливое обвинение, за погубленную молодость, за прерванное светлое будущее. «Мне, наверное, Бог дал долгую жизнь за преждевременную смерть и родителей, и брата, и сестер», – говорила М.Яковлева, глубоко вздыхая.
В прошлом году в селе Большой Сундырь рядом с церковью воздвигли поминальный крест в честь людей, пострадавших от политических репрессий. Это очень важно. Радует еще вот что: в алатырском лесу каждый год собираются священнослужители со всех церквей, родственники пострадавших от политических репрессий людей и проводят дни памяти. Сколько прерванных молодых жизней, сколько сломленных судеб, сколько несбывшихся мечт! Ведь даже если завязать прерванную нить, узел останется. Так давайте же облегчим нашими молитвами души людей, свято веривших в Бога в сталинские времена, почитавших Божьи законы.
Катерина Долгова, студентка 4 курса ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Историческая справка
7 февраля – день мученической кончины (в 1918 г.) митрополита Киевского Владимира – установлена Всероссийским Поместным собором 1917-1918 г. как день поминовения всех пострадавших за Христа от советского режима.
Если этот день не совпадает с воскресным днем, то отмечается в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Кстати
По данным Государственного исторического архива Чувашской Республики, в 30-е годы XIX века более 50 человек пострадали за веру в Христа и в Ядринском районе.
Большая работа по выявлению жителей района, пострадавших за веру в Христа, подборе и систематизации материала о них проделана жителем с. Б. Сундырь В. Судаковым. По его же инициативе перед церковью Богоявления господня в прошлом году в селе установлены поклонный крест и памятная плита с фамилиями жителей поселения, пострадавших от политических репрессий и за веру в Христа.