Наша баба Зина
В Ядринском районе много настоящих тружениц, сельских женщин, на чьи доли выпало немало трудностей, горя, бед, но они выстояли, не сломались, сохранили душевную теплоту, щедрость души.
Одна из них Зинаида Федоровна Николаева из деревни Хорамалы, которая недавно отметила свой 80-летний юбилей.
Зина с 6 лет осталась без родной матери. Все выпало на ее долю: и голод, и холод. Трудно ей жилось с мачехой. Отец также не вернулся с фронта. Его она помнит только по единственной сохранившейся фотокарточке.
Рано осиротев, она трудилась и за отца, и за мать. Вставала вместе с петухами и ложилась за полночь. С ранних лет она научилась ткать, прясть шерсть, вязать носки, варежки. А когда научилась шить, ей заказывали обновки и соседки, односельчане.
Со слезами на глазах она вспоминает, что нередко ей приходилось спать ложиться голодной на холодном, постланном рогожей полу. А когда утром по дороге в школу заходила к подружке Нине, отказывалась присоединиться к ней за завтраком, ссылаясь, что только что встала из-за стола, хотя была голодная и от запаха хлеба кружилась голова – дома говорили, что неприлично детям садиться за стол и есть у чужих.
По ночам она ходила пасти колхозных лошадей. И никто из мальчишек не мог ее перегнать верхом на лошади. С12 лет пришлось ей встать за соху, а с 14 лет возить снопы с поля на ток.
В школе она была одной из лучших учениц. И сегодня может рассказать школьное стихотворение на немецком языке. Вспоминает, как зимой в стужу проваливалась по колено в сугробы, когда добиралась в школу в деревню Яровойкасы, и как потом на уроке в холодном классе руками грела закоченевшие колени.
Окончив школу, в поисках заработка Зина со знакомыми девушками поехала в Москву работать на железнодорожных путях. Поехал за ней и положивший глаз на скромную красивую девушку местный парень Виталий.
Вместе они объездили всю Россию, трудились и в Казахстане, и в Узбекистане (Ташкенте), работали на строительстве железной дороги и в Сибири, и на Севере.
Они оба были ударниками социалистического труда, активными общественниками. Виталий хорошо рисовал, писал плакаты, а по вечерам играл на гармони, баяне, аккордеоне. Зина, от родителей унаследовавшая хороший дар – петь и танцевать, была запевалой, душой компании.
Но мать Виталия, когда осталась одна, позвала сына и сноху вернуться на малую родину – в Хорамалы. Да и они сами скучали по родным просторам, полям и лугам. Вернувшись в родную деревню, поставили добротный дом, баню, завели хозяйство.
Зинаиду вскоре избрали бригадиром в колхозе «Ленинская искра», а затем ей доверили Хорамальскую молочно-товарную ферму. Ферма под ее руководством стала передовой, одной из лучших в районе. Она была чутким, внимательным и отзывчивым руководителем, к каждому находила подход.
Доярки в год надаивали более 6 тысяч литров молока от каждой коровы.
За производственные успехи она неоднократно награждалась грамотами и ценными призами. В 80-е годы за выполнение взятых социалистических обязательств ее наградили Почетной грамотой Кабинета Министров Чувашской Республики. Побывала она и в Москве на ВДНХ – удостоилась серебряной медали ВДНХ. Не раз выезжала по колхозным путевкам за границу.
Во всем поддерживал ее муж Виталий Зиновьевич, известный гармонист, мастер — золотые руки. Он был и слесарем на ферме, и плотником, и кровельщиком, и рабочим по ремонту, и пастухом…
Жаль, что 2 года назад он ушел из жизни. Но оставил о себе хорошую добрую память – зеленую рощу в овраге. Выйдет Зинаида Федоровна в огород, а со стороны оврага теплый ветер с елей и сосен, берез, будто приносит ей привет от любимого мужа.
Супруги Николаевы были уважаемыми людьми в деревне. Об этом говорят и сами факты: 7 молодоженов пригласили их быть посажеными родителями на своих свадьбах, не меньше у них и крестных детей.
Она радуется успехам крестников, племянников и племянниц, которые помогают ей по хозяйству. Да и соседки Елизавета Гусарова и Людмила Бармина у нее частые гости.
Зинаида Федоровна очень мудрая женщина. Может дать советы по уходу за домашними животными и птицами, как уладить конфликты в семье и т.д. И сама держит кур и индюков, которые к осени тянут до 24 кг!
Любит возиться в огороде, выращивать цветы, вышивать картины, которые демонстрируются и на районных выставках.
Баба Зина, в отличие от многих женщин преклонного возраста, смотрит не только мыльные сериалы, но интересуется футбольными и хоккейными матчами, боксом. По радио по голосу узнает современных эстрадных певцов. И, конечно, с удовольствием выписывает и читает газеты, в том числе и любимую районку.
Она живо интересуется событиями в районе, республике, стране и мире.
Хочется, чтобы такие люди жили долго, грели и освещали своей мудростью и теплом наши души.
Хочется, перефразируя Маяковского, сказать: «Мы знаем, деревни будут, деревни будут цвесть, когда такие люди, как баба Зина, в нашей деревне есть!».
О. Громова