Не забуду тебя, Алеша
Я начал свою военную службу в начале декабря 1941 года в составе 1-го запасного полка связи. В учебном батальоне осваивали работу специалиста телефонной связи. В феврале 1942 года после сдачи экзаменов должны были получить звание младшего командира. Но вышло по-другому: «сверху» было приказано срочно сформировать маршевую роту и отправить на фронт. Я попал в число 152 солдат и сержантов данной роты.
В штабе 16-й армии нас разбросали по разным ротам. Я стал солдатом минометного дивизиона, попал в 324-ю стрелковую дивизию. Кстати, 324-я стрелковая дивизия было сформирована в сентябре-октябре 1941 года в Чувашии.
В августе 1942 года фашисты начали наступление на позиции находящихся рядом с нами 322-й стрелковой дивизии и других частей. Это были наши войсковые части, находящиеся на левом фланге. Поэтому связь между нашей и 322-й стрелковыми дивизиями обеспечивал один из взводов батальона связи – наш взвод (я тогда находился в батальоне связи). Соседним частям пришлось даже оставить свои позиции и отступить. Позже части нашей дивизии вступили в бой и задержали врага на берегу реки Жиздра. Нелегко пришлось нам, связистам, т.к. линия часто рвалась.
В нашем взводе служил парень из Ядринского района Алексей Васильевич Яковлев, он был из села Чебаково. Мы были дружны с земляком.
Участвуя в августовских сражениях, нам с Алешей велели временно наладить телефонную связь в штабе дивизии. Сказали, где-то на месяц, но здесь мы задержались дольше. В телефонный пункт, где располагались мы с Алешей, часто заглядывал начальник 4-й части, майор Ермаков. Говорил, что он из Ядрина, хотел нас навсегда оставить в дивизии. Но вскоре его перевели в штаб армии. Позже, когда он приезжал в штаб дивизии, мы его видели, звание у него повысили – он стал подполковником.
В ноябре за счет пополнения из нашей республики в дивизию прибыли 120 девушек. Среди них были и связисты. Нас перевели на передовую линию, с Алешей мы не смогли попасть в одну часть. Я стал телефонистом одной из рот 1095-го стрелкового полка.
В июле 1943 года дивизия участвовала в сражениях на Курской дуге. В одном из боев я был тяжело ранен: пуля попала в голову и руку. Долгое время пришлось лечиться в госпитале. Больше уже на фронт не попал.
Алеша, когда мы служили вместе, часто говорил, что мы породнимся, что у него есть младшая сестра. Переписывались и с Лешей, и с его сестрой. В одном письме, отправленном в 1944 году, сестра Алеши Зина сообщила, что с братом больше связи нет, он погиб в бою.
Его сестра училась в Ядринском педучилище. После окончания училища она работала в школе в Хыркасах (Чебоксарский район). Я там учился 7 лет. Довелось даже встретиться с Зинаидой Васильевной. Понравилась она мне. Но вышло не по-моему: она вышла замуж за парня из своей же деревни. Позже Зинаида Васильевна работала в Чебоксарах в прокуратуре. Связь постепенно прервалась.
Мой друг Алеша погиб в бою 1 марта 1944 года в Могилевской области. Позже узнал, что он похоронен в братской могиле в поселке Могучий Быковского района данной области.
С тех пор прошло много времени, но никогда не забуду фронтового друга. И в газетных статьях-воспоминаниях каждый раз рассказываю о нем. Из года в год поминаю его в День Победы.
Не знаю, жива ли его сестра. Наверняка, есть родственники. Для ефрейтора Яковлева Могилевская область стала родной землей. Я тоже, как и он, был ефрейтором. Жив еще. Помня о том, что мои ровесники, не успев пожить, насладиться всеми благами, не успев полюбить, сложили свои головы на полях сражений, особо ценю жизнь. Знаю прекрасно, что здоровый образ жизни продлевает век. Не курю, не пью, каждый день делаю гимнастику, массаж. Зимой почти каждый день хожу на лыжах в лес.
Постоянно держу связь с газетами-журналами, стараюсь быть среди молодежи.
Ревокат Моисеев, с. Комсомольское