Разное

Мои сурские сновидения

Всю свою некороткую жизнь — и в лучезарном детстве, и в пылкой юности, и во взрослые неспокойные годы — и во сне, и наяву ко мне в душу живительным потоком льются неохватные романтические, часто неописуемые видения из прошлого далекого и близкого, из настоящего и из будущего, в которых я, влюбленный в православное светоносное Посурье, в мой Священный Отчий край, встречаюсь с бессмертием.

В последнее для Русской державы тревожное время мою русскую посурскую душу особенно волнуют видения, наполненные плодотворным праведным трудом великого православного кадышевско-посурского народа в его прошлой четырехсотлетней легендами пропитанной истории.

В этих гипнотизированных грезах я с волнением встречаюсь с тысячами по духу близких мне людей, когда-либо живших на древних былинных живописных берегах Священной Суры.

В таких видениях Божественная Сила мне демонстрирует конструктивную, неотвратимую эволюцию созиданием насыщенной жизнедеятельности великого многонационального народа сказочного Посурья, народа, из родниковых глубин которого в июне 1938 года я поднялся к Свету Божьему, в котором купался в счастье Бытия и переживал его тревоги.

В щедрых воображениях генетической Памяти передо мною с Божьей помощью непрерывной и нескончаемой вечной цепью событий проплывают живительные картины-панорамы уникального, неповторимого Быта сотен селений, вольготно располагавшихся в течение многих веков по сказочным, мирным и безгрешным живописным берегам-оазисам девятьсоткилометровой первозданной Суры — жемчужины Святой Руси.

Вдохновленный сурскими волшебными красотами, благословенный магическим вечным зовом Отчего края, своим воображением в сновидениях я постоянно живу в теплых, нежных объятиях Посурья, посещаю всё созданное Сурой Мой Посурский край меня всегда встречает во всей своей светоносной красоте, во всем его былом Величии. В грезах я посещаю селение за селением от Пензы до Васильсурска. Бываю в крестьянских домах, где меня вволю угощают молоком, тыквенной и пшенной кашей, кулагой, солеными груздями, квасом, ватрушками, мочеными яблоками, медом, ежевичным вареньем, подовыми пирогами, щами, затирухой, ухой, жареными пескарями и грибами… Во сне участвую и в молебнах в православных храмах, коих только в Алатыре было пятнадцать.

В сновидениях посещаю и знаменитые, славящиеся далеко за пределами Посурья сурские пристани, особенно пристани среднего сурского стана: Котяковскую, Промзинскую, Барышскую. Они еще в начале 20-го столетия своим грузооборотом славились по всей Руси. На сурских пристанях работа шла днем и ночью. Видением этой созидательной картины в снах я особенно восторгаюсь.

Об авторе

Николай Васильевич Нарышкин (Махотин) — профессор Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А. Н. Туполева, Действительный Член Российской Академии Гуманитарных Наук (Академик), Академик Международной Гуманитарной Академии «Европа-Азия», член Союза писателей России, Почетный профессор Института культуры мира (ЮНЕСКО), общественный деятель, публицист, краевед, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Татарстан, Почетный работник высшего профессионального образования России. Исследователь философии, экономики, истории, культуры Русской Цивилизации и жизни русского крестьянина. Он автор более 400 работ.

 

Моё Посурье когда-то славилось и обилием мельниц. В каждом Посурском уезде полно было мельниц и водяных, и ветряных. Мукой они обеспечивали не только местное население, сурчан, но и жителей других регионов России. По Суре, затем по Волге сурская мука даже сплавлялась на Лондонскую ярмарку, где покупатели её высоко ценили.

На протяжении столетий Посурье славилось и продукцией животноводства. В одном лишь Кадышеве (Покровском) в дореволюционное время, до 1917 года, насчитывалось до ста тысяч голов крупнорогатого и мелкорогатого скота, коров и овец. Корм для него давали заливные, раздольные, разнообразными травами богатые, людьми ухоженные сурские луга и околокадышевские обильные пастбища. Продукция животноводства перерабатывалась на десятках салотопен, скотобоен, маслобоен, скорняжных, кожевенных и валяльных мастерских. Одних только валяльщиков в Кадышеве в начале 20-го века насчитывалось до четырехсот человек!

Громкую славу приносили кадышанам и кузнецы, и портные, и сапожники, и лаптежники, и плотники, и лыкодеры, и колесники, и санники…

Для большинства жителей присурских сёл в прошлом была особая статья доходов — занятие судоходством по Суре и Волге. Например, Сура терпеливо и горделиво пропускала на себе, особенно в весеннюю пору, миллионы пудов всякой нужной для людей продукции: леса, зерна, муки, растительного и коровьего масла, всякой другой животноводческой и растительной продукции.

Еще в пятидесятые годы 20-го столетия по Суре непрерывно гнали с верховья вниз вплоть до Волги плоты всякого леса. Вдоль по Суре сплошным потоком шли плоскодонные сурские баржи, а на баржах транспортировалась необходимая для народа продукция — продукция кузнечных промыслов, пенька, мочало, доски, солома, сено, овчина, кожа… И чего только на тех добрых баржах-трудягах не перевозили! Судоходство на Суре было, особенно где-то до пятидесятых годов прошлого века, развито, пожалуй, не хуже, чем на Волге.

То, что некогда являлось мощным духовно и материально в моём Посурье, в его былых знатных, славущих селениях, в весях, сегодня я вижу только во сне, наяву же обычно встречаю почти полную материальную разруху, заброшенность и всё более непрерывно улетучивающийся русский дух.

Особенно мне горько осознавать то, что ныне в мучительных судорогах пребывает русское крестьянство, веками на своих могучих плечах державшее Россию и кормившее её народ хлебом.

Только во сне, в грезах своих, я вдохновенно, счастливо слышу, бывая в посурских селениях, гениальное песнопение величайшего народа русского. В тех же грезах наслаждаюсь и звуками Божественной мелодии сурских лугов.

За какие-то последние десятилетия бесами выдавлены из добропорядочного крестьянского общежития светлые традиции, хранившие в себе святость русского народа, его православную мораль, мощные устои благостной сельской общины. Чувствуя всё ползущее, наступающее недоброе, даже скворцы из далеких стран почти перестали к нам на Суру прилетать. Они, видимо, поняли, что своими райскими напевами им уже некого услаждать.

В Посурье беда все больше и больше издевается над потомственными жителями этих славных былинных мест, являющихся одной из основных опор Российской Державы.

В моих сновидениях ностальгия проявляется особенно во время встреч с земляками разных поколений, ушедших в другой мир и пребывающих в нём духовно нетленными, храня для будущего прошлый созидательный мир. Встречи проходят, как правило, исключительно на просторах сурского оазиса, прежде всего, в форме различных празднеств на улицах Кадышева, на берегах Суры, на луговых и лесных полянах, воздух над которыми насыщен голосами грибников, рыбаков, ягодников, лесорубов, пением птичьего населения лесов и полей, жужжанием пчел, стрекотанием кузнечиков и сорок, перешептыванием деревьев, кустарников и трав…

12 июня 2011 года

Николай Нарышкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *