Правопорядок

Борьба с коррупцией – приоритет внутренней политики государства

Все мы, граждане Российской Федерации, живем по определенным законам. Закон, как толкуется в словаре, это набор правил, предписывающих поведение человека в тех или иных условиях. Закон регулирует отношение между людьми, между человеком и государством, между государствами.

Вместе с созданием первых законов появились лица, которые их контролировали, и те, кто хотел любыми способами обойти эти запреты. Именно желание обмануть закон толкает людей на разнообразные ухищрения, вплоть до подкупа лиц, стоящих на страже этого закона, что влечет за собой коррупционные правонарушения.

Что же представляет собой понятие «коррупция?»

Под словом «коррупция», прежде всего, подразумеваются взятки, продажность должностных лиц, чиновников, политических деятелей, а также злоупотребление служебным положением. Коррупция — это также использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Коррупция в той или иной степени проявляется во всех государствах мира. Масштабы ее распространенности и степень общественной опасности возрастают в периоды социальной и экономической нестабильности. Экспертами Международной неправительственной организации по противодействию коррупции «Transparency International» опубликован ежегодный отчет, согласно которому Россия по индексу восприятия коррупции в мире занимает 127-е место из 177 стран. Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Исследование подтвердило, что коррупция, по-прежнему, является серьезной проблемой как России, так и других государств.

Борьба с коррупцией является приоритетом внутренней политики государства.

1

Федеральный закон о противодействии коррупции принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Настоящим законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

«Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. На всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно. Чем лучше деловой климат, чем эффективнее и оптимальнее административные процедуры, тем меньшее поле создается для коррупции и тем больше возможностей для роста экономики, для развития страны в целом», – было отмечено Президентом России Владимиром Путиным на заседании совета при комитете по противодействию коррупции 30 октября 2013 года.

Владимир Путин также напомнил, что с 2013 года введен контроль и за крупными расходами должностных лиц. Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами. Принят новый закон, который изменил правила проведения госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности заказчиков и их должностных лиц.

Прокуратура Ядринского района в соответствии с законом о противодействии коррупции оперативно реагирует на негативные процессы с целью предупреждения грубых нарушений законодательства, причинения ущерба в крупном размере и других тяжелых последствий. Налажено взаимодействие с органами государственного управления с целью системного решения задач укрепления законности, правопорядка и предотвращения коррупционных последствий.

Основные задачи координационной деятельности прокурора — разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Для этого объединяются усилия, и активизируется работа правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Устраняется дублирование и параллелизм в их деятельности по противодействию преступности, с которыми прокуратура района на протяжении последних лет успешно справляется

В 2014 г. правоохранительными органами района выявлены следующие преступления коррупционной направленности: дача незаконного денежного вознаграждения сотруднику ГИБДД, получение незаконных денежных вознаграждений председателем одного из гаражных кооперативов района, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, присвоение и растрата бюджетных средств, мошеннические действия.

В 2014 году в ходе общенадзорной проверки было выявлены 2 уголовно-наказуемых деяния. Установлено, что 2 года назад заведующая одного из детских учреждений района, используя свое служебное положение, вопреки интересам муниципальной службы в целях предоставления выгод имущественного характера своим близким, приняла их на работу, зная, что указанные трудовые функции они не могут исполнять, так как в это время они числились и работали в других местах.

По результатам проведенной проверки материал УПК РФ направлен в Ядринский МРСО СУ СК РФ по ЧР для решения вопроса об уголовном преследовании. По данному материалу проверки возбуждены 2 уголовных дела по ст. 160 ч. 3, ст. 292 ч. 2 УК РФ. На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений окончательное наказание бывшей заведующей назначено в виде лишения свободы сроком на 2 года 4 месяца без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, без штрафа и без ограничения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы условное, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев.

Также в ходе общенадзорной проверки выявлялись факты сокрытия сведений о своих доходах муниципальными служащими района, внесены представления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности федеральной государственной службы, и федеральный государственный служащий обязаны представлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своих семей.

Проверкой установлены муниципальные служащие, представившие в кадровое подразделение недостоверные сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников, что является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.

В ходе проверки справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной специалистом одного из сельских поселений, выявлено, что муниципальным служащим не указан доход, полученный ею в период работы в школе в размере 14804,43 рублей. Другой специалист сельского поселения «скрыл» доход 89926 рублей. «Забыла» она указать и доход супруга в сумме 16993,25 рублей.

Не указываются сведения о счетах в банках (распространено), о земельных участках.

И такие нарушения встречаются практически в каждом сельском поселении!

В ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной служб, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать работодателю о заключении договора.

Неисполнение этого требования предусматривает административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

Как показывает практика прокурорского надзора в Ядринском районе это самые распространенные правонарушения.

…Индивидуальный предприниматель, приняв на работу управляющим гражданина, занимавшего должность ведомственного руководителя в правоохранительных органах, не сообщил в десятидневный срок о заключении трудового договора в министерство внутренних дел по Чувашской Республике.

Такое же нарушение допустила и другой руководитель муниципального учреждения города Ядрин. Приняла на работу кассиром работницу, занимавшую должность государственной службы и вопреки требованиям ст. 12 ч. 4 ФЗ «О противодействии коррупции» не выполнила обязанности по сообщению в десятидневный срок о заключении трудового договора с ней работодателю по последнему месту ее службы.

Подобные нарушения были допущены и опытными руководителями, долгие годы занимавшими в свое время высокие посты в районе и республике.

Выявлены и иные нарушения законодательства о противодействии коррупции. Среди них — увольнение одного из руководителей детского учреждения района в связи с утратой доверия (т.13.1 ФЗ «О противодействии коррупции»).

Кстати, в ходе проверки выявлено и нарушение требований законодательства в указанной сфере. На момент прокурорской проверки Ядринской районной администрацией, администрациями сельских поселений района не были разработаны и не урегулированы нормативными правовыми актами местного значения порядок увольнения (освобождения от должности) муниципальных служащих в связи с утратой доверия, а также порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности.

По результатам проверки прокурором Ядринского района в адрес главы Ядринской райадминистрации и глав сельских поселений района внесены представления об устранении выявленных нарушений. Представления рассмотрены и удовлетворены, 16 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Результативность работы по противодействию коррупции зависит не только от обеспечения неотвратимости наказания, привлечения виновных к ответственности и возмещения причиненного ущерба, но и во многом от создания в обществе атмосферы нетерпимости и осуждения любых коррупционных проявлений, широкого информирования об этом населения.

В целях снижения правонарушений коррупционной направленности целесообразно ужесточить меры наказания в зависимости от масштабов совершенных преступлений.

Е. Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *