О новом и важном в сфере адвокатуры
13 июня текущего года вступил в силу Федеральный закон № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». О законодательных изменениях рассказывает заместитель начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Ольга Никонова.
Вопрос: Какие именно изменения, на ваш взгляд, могут заинтересовать простых граждан?
Ответ: В первую очередь, хорошей новостью для лиц, обращающихся за помощью к адвокату, станет развитие такого института как «адвокатский запрос». Конечно, это понятие существовало и ранее, но, к сожалению, носило лишь номинальный характер. Зачастую, на практике адвокатские запросы просто игнорировались, что существенно затрудняло правозащитную деятельность адвокатов.
Теперь же существенно повышена роль запросов адвоката. Для оказания правовой помощи своему клиенту адвокаты могут официально обращаться за получением информации (справок, характеристик и иных документов) в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. А соответствующие органы (организации) должны дать ответ на запрос адвоката в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения (в исключительных случаях возможно продление не более чем на 30 дней).
Вопрос: А в чем же тогда новшество, если все это существовало и ранее?
Ответ: Просто в отличие от прошлых лет теперь за неисполнение адвокатского запроса введена административная ответственность. В частности, за отказ в предоставлении информации для должностных лиц предусмотрен штраф от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.39 КоАП РФ).
Вопрос: Получается, теперь адвокат наделен безграничными возможностями и может где угодно получить любую информацию?
Ответ: Не совсем так. Законодатель предусмотрел в законе три случая, когда адвокату может быть отказано в выдаче информации на законных основаниях. Во-первых, адвокату может быть отказано в исполнении запроса, если получатель запроса не обладает нужной информацией.
Во-вторых, поводом для отказа будет являться нарушение самим адвокатом требований к оформлению запроса. Эти требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса будут разработаны Минюстом России.
И, в-третьих, отказ в выдаче сведений будет правомерным, если запрашиваемые сведения отнесены законом к информации ограниченного доступа. Ограничение доступа к информации в России устанавливается специальными федеральными законами (это, например, государственная тайна, налоговая, банковская, нотариальная, врачебная, адвокатская тайна и прочее). Также и для самих адвокатов вводится административная ответственность, в случае если они разгласят информацию с ограниченным доступом, которая оказалась в их распоряжении в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. За это им грозит штраф от 4 000 до 5 000 руб. (статья 13.14 КоАП РФ).
Вопрос: А кто же будет следить за реализацией этих нововведений и реагировать на возможные нарушения законодательства?
Ответ: Вообще, функции контроля и надзора в сфере адвокатуры отнесены к полномочиям Минюста России. На территории Чувашской Республики эти полномочия как раз реализует наше Управление. И надо сказать, что новый закон также уточнил наши полномочия в этой сфере.
Ранее закон наделял органы юстиции лишь правом вносить представления на лишение статуса адвоката, то есть при совершении наиболее серьезных дисциплинарных проступков со стороны адвокатов. Теперь же помимо этого территориальные органы Минюста России вправе вносить представления о возбуждении дисциплинарного производства при обнаружении в действиях адвокатов проступков любой степени тяжести. Поэтому в случае выявления со стороны адвокатов каких-либо нарушений (злоупотреблений), в том числе при направлении адвокатских запросов и разглашении профессиональной адвокатской тайны, Управлением будут приниматься соответствующие меры реагирования путем инициирования дисциплинарных производств.
В случае же, если будут нарушаться права адвокатов на получение информации по адвокатским запросам, то возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 5.39 КоАП РФ (отказ в предоставлении информации) будет осуществляться прокурорами (ст. 28.4 КоАП РФ). Кроме того, в результате произошедших изменений теперь также у президента Федеральной палаты адвокатов появилась возможность в исключительных случаях возбуждать дисциплинарное производство в отношении адвоката и направлять его на рассмотрение в региональную адвокатскую палату.
Вопрос: В завершение беседы, хотелось бы узнать, как Вы в целом оцениваете все произошедшие изменения?
Ответ: Надеемся, что все упомянутые изменения в рамках реформы института адвокатуры позволят улучшить качество квалифицированной юридической помощи, оказываемой населению республики, и создать максимально благоприятные условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов.