Общество

Имя, сохранённое народом

(К 120-летию со дня рождения В. Разумова, старейшего фольклориста Чувашии).

25 апреля 2014 года исполняется 120 лет со дня рождения фольклориста, собирателя чувашских народных песен, частушек Виктора Семёновича Разумова (псевдоним Виктор Вирьялский). Он оставил глубокий след в чувашской культуре, в деле просвещения. Но далеко не все в нашем районе знают об этом.

Виктор Семёнович Разумов родился 25 апреля 1894 года в деревне Сеткасы Ядринского уезда в семье учителя. Семья была большая – 3 сына и 4 дочери. Отец, Семён Петрович Разумов, работал учителем Сундырской церковно-приходской школы. Восьмилетний Виктор с 1902 года тоже начал обучаться грамоте. Его первым учителем был Андрамонов Николай Васильевич. Школу Виктор закончил отличными оценками и продолжил учёбу в Казанской учительской школе. С детства он любил народные песни, и во время учёбы в Казани, приезжая домой, записывал песни, исполняемые в родной деревне. В архиве, в книге «Записи 1911-1913 гг.», хранятся песни, записанные им в начале XX века: «Чотай юррисем» – 59 куплетов, «Чёваш юррисем» – 42 песни, кроме этого сохранились и ноты к ним. В Казани он обучается 3 года (1910-1913). После окончания учёбы Виктор возвращается в родную школу учителем.

В 1916 году, чтобы получить высшее образование, он поступает в Казанский учительский институт.

Здесь готовили учителей для городских училищ. Студентам преподавали закон Божий, педагогику, русский язык, математику, историю, географию, природоведение, анатомию, физику, рисование, пение, гимнастику, рукоделие. Учебное заведение славилось талантливыми преподавателями. Среди них был и Н.В. Никольский (его мы знаем как основателя первой чувашской газеты «Хыпар» и исследователя культуры народов Поволжья). В 1918-1922 годах Никольский читал здесь цикл лекций по теме «Этнография народов Поволжья».

Преподаватель Н. В. Никольский приобщил своих студентов к сбору фольклора. Во время каникул студенты записывали песни, частушки, народные сказки, пословицы и поговорки в своих родных местах. Далее под руководством преподавателя систематизировали, исследовали и сравнивали материал. Эту работу Виктор Семёнович Разумов не бросил и потом. Работая в разных местах, фольклорист продолжал дело, начатое мудрым учителем.

К 1918 году Казанский учительский институт окончили 14 чувашей. Вместе с Виктором Разумовым обучался здесь и Павел Айдак из деревни Чербай Ядринского уезда, отец А.П. Айдака.

Годы учёбы совпали с периодом Гражданской войны. В 1917 году крестьяне Балдаевской волости избрали Виктора делегатом крестьянских съездов Казанской губернии. Также Разумов часто печатался в газете «Хыпар». Конечно, нелегко было содержать единственную газету на чувашском языке, которая выходила 2 раза в неделю. Благодарные читатели жертвовали скудные сбережения, так как очень хотели читать на родном языке. Есть сведения, что «студент Разумов собрал с жителей деревень Сеткасы, Ойкасы, Тукасы, Яровойкасы, Малое Кумаркино, Малые Четаи, Малые Шемердяны 101 рубль 62 копейки».

Во время учёбы Виктора поддерживает дядя, Алексей Петрович Разумов (в монашестве отец Антоний) который служил архимандритом единственного на территории Чувашии мужского монастыря, самим же основанным.

В 1925-1925 годы Виктор Семёнович работал преподавателем чувашского языка и литературы в педтехникуме с. Красные Четаи. Потом с семьёй переехал в г. Канаш и продолжил работу в Канашском педагогическом техникуме. Во время работы преподаватель вовлекает студентов в собирание фольклора. В этот период он подготовил рукописный сборник песен, состоящий из 12 томов. В 1927 году сборник народных песен «Самана» ( «Эпоха») В.С. Разумова был представлен в Москве на ВДНХ и удостоился грамоты.

Сталинские репрессии не пощадили мужчин из рода Разумовых. В 30-е годы количество часов по родному языку в учебных заведениях сократили, власти отобрали комнату в двухкомнатной квартире Разумовых. И в 1930-1936 годы преподаватель с семьёй был вынужден жить в с. Батырево. В 1934 году, как и во всей стране, в Батыревском педтехникуме начались «чистки». Виктора Семёновича обвинили в национализме, приклеили ярлык « противника революции, неблагонадёжного человека». С этим клеймом невозможно было работать в педтехникуме. При Шумерлинском заводе «Дубитель» был рабфак и ФЗУ, учителей не хватало. Недолго Виктору Семёновичу дали работать и здесь. Преподавателя арестовали в августе 1937 года и содержали в Цивильской тюрьме. Вскоре был задержан сын Василий и младший брат Никандр. Через полгода Василия выпустили из-за отсутствия состава преступления. Отца, Разумова Семёна Петровича, арестовали 5 февраля 1938 года. Оказывается, его ещё в 1932 году обвиняли в том, что он противник коллективизации.

Виктор Семёнович предчувствовал свою судьбу, она была схожа с судьбой всей интеллигенции того времени. Исследователь – фольклорист смог сохранить рукописные сборники — дело всей своей жизни.

По обвинению в антиреволюционной пропаганде ему дали 8 лет и отправили по этапу в Карагандинский лагерь. Здесь прошли 5 лет, похожие на 50. В 1942 году ему разрешили вернуться домой. Больной учитель устроился работать бухгалтером в Шумерлинское лесоперерабатывающее предприятие. В 1946 году только из-за нехватки педагогических кадров ему разрешили работать в школе. Виктор Семёнович трудился учителем русского языка и литературы в Шумерлинской школе № 1. В 1948 году тяжело заболел и работал здесь же библиотекарем. В это время фольклорист ничего не собирал, но приводил в порядок, систематизировал фольклорный материал. Эту работу он закончил в 1949 году – рукописные книги содержали 65 тысяч куплетов. Для хранения повёз материал в д. Канаш к брату Никандру. Бесценный материал хранился в сарае в деревянных ящиках. Лишь в 1971 году он был перевезён в архив НИИ чувашского языка и литературы ЧАССР в г. Чебоксары, где хранится сейчас.

Тяжёлые жизненные условия, подорванное в лагере здоровье давали о себе знать. С 1950 года он не смог работать, начал жить на скудную пенсию. В 1958 году Верховный суд РСФСР вернул ему доброе имя. В 1962 году ему выделили двухкомнатную квартиру в кирпичном доме.

А 13 ноября 1965 года сердце неутомимого фольклориста остановилось.

Жители деревни Сеткасы гордятся своими знаменитыми земляками. Они считают, что имя Виктора Семёновича Разумова должно быть среди них. Хотя прошло много времени, старожилы помнят земляков из рода Разумовых, почитают их и передают память о них молодому поколению.

З. Изоркина, заслуженный работник культуры ЧР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *