Важно знать свой язык…
Начнем с того, что в июле в Ядринском районе работал летний лагерь «Хавал» («Вдохновение»), организованный для людей, желающих изучить чувашский язык. Для размещения палаточного городка любезно предоставил территорию своего хозяйства фермер Леонид Николаевич Белов. А мы, в свою очередь, побывали у них в гостях.
Рассказывает один из инициаторов-руководителей проекта Блинов Александр Васильевич:
— Полтора года назад я познакомился с чувашом, проживающим и проходящим обучение в одном из вузов Москвы. И мы с целью развития чувашской культуры, сохранения чувашского языка решили разрабатывать различные проекты. Их у нас уже 15. В проектную деятельность привлекали всех тех, кто заинтересован в этом.
И в рамках одного из этих проектов стали организовывать летние лагеря для желающих освоить чувашский язык, хотя бы на разговорном уровне. Сообщения делали через Интернет, газеты. Так набиралась группа. В прошлом году мы были за Волгой. В этом году выбрали Ядринский район. Благо, нашелся человек, который добродушно принял нас на своей территории. И мы признательны Леониду Николаевичу за это. Сюда приехали люди, имеющие чувашские корни и те, кто как-то связан с Чувашией: из Волгограда, Альметьевска, Казани, Нижневартовска, Москвы и Московской области, Тольятти, Ульяновска, Чебоксар, Шумерли, Новочебоксарска, Португалии, Италии.
Из 25-30 человек (одни уезжали, другие приезжали) 10 человек свободно владеют чувашским языком.
Наша справка
Блинов Александр Васильевич работает в одной из частных школ г. Чебоксары коммерческим директором и преподавателем иностранных языков. Также занимается переводческой деятельностью.
Кстати, итальянец Массимо Рипани по профессии журналист, в настоящее время живет в Чебоксарах и преподает в университете на факультете иностранных языков. Его тоже заинтересовал чувашский язык. В рамках одного из проектов прошел интенсивное обучение чувашскому языку в школе №10 г. Чебоксары. Тем более его будущая супруга Марина родом из Цивильского района. С ней он познакомился в Венгрии на конференции эсперантистов. Марина — будущий медицинский работник.
Ирина Тувалкина с дочерью живут в Португалии.
-В Чувашии бываем 2 раза в год. Я по профессии программист. Хочется, чтобы дочь хотя бы могла поприветствовать бабушку и дедушку на чувашском языке, — делится со своими планами Ирина.
Живя за границей, они поняли, что надо уважать культуру того народа, где живешь.
Наша справка
Эсперанто — самый распространенный плановый язык (старый термин — искусственный), вспомогательное средство международного общения. Создателем языка эсперанто является варшавский врач Людвиг Заменгоф (1859-1917). Он опубликовал свой проект в 1887 году под псевдонимом «доктор Эсперанто». Поэтому сначала говорили «язык доктора Эсперанто», а потом осталось только «эсперанто». Гениальным творением доктора является его грамматика. Она умещается на 3-4 страницах. И поэтому на изучение эсперанто требуется в 12-15 раз меньше времени, чем на изучение любого иностранного языка. Говорящие на языке эсперанто называются эсперантистами.
В программе обучения было не только изучение чувашского языка (Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечило их партами). По вечерам собирались у костра и пели песни. Им читали лекции журналист, поэт, литературовед, общественный деятель, педагог, знаток чувашской диаспоры Виталий Петрович Никитин (Станъял), краевед, исследователь, автор книги «Кто мы — суваро-булгары или чуваши?» Владимир Николаевич Иванов (Алмантай), кандидат искусствоведения Дмитрий Федорович Мадуров и другие. Д. Мадуров, сын известного скульптора Ф. И. Мадурова, закончил «строгановку», интересуется древней историей чувашского языка, археологией, культурологией.
Пообщавшись с жителями палаточного городка, я поняла, как для них важно знать чувашский язык, культуру, обычаи чувашей.
Многие родители приехали сюда с детьми. Приобщение детей к культуре, истории чувашского народа, привитие им любви к родному языку происходило, в первую очередь, через общение. Если все это, о чем мы говорили выше, станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость изучения истории своего народа, он будет ценить достоинства культур других народов, что повлияет на его духовное становление.
С. Трилинская