Из истории Правил дорожного движения
Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия участников дорожного движения в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. История Правил дорожного движения насчитывает несколько столетий, и они появились еще во времена гужевого транспорта во многих странах мира, в том числе и России. Известен царский указ от 3 января 1683 года, в котором излагались меры по упорядочению движения гужевого транспорта.
В первой половине XVIII века на улицах городов появились новые транспортные средства: кареты, дрожки, дилижансы, фаэтоны, роспуски и др. Движение становилось более интенсивным, и для наведения порядка издаются новые указы (1732 г., 1737 г., 1742 г.), в которых предусматривается ответственность и для владельцев экипажей, и для возниц.
Для более четкого регулирования дорожного движения вводились специальные караулы «для смотрения».
В первой половине XIX века в Петербурге и Москве уже действовали подробно разработанные Правила дорожного движения. Они включали в себя много положений современных правил: правосторонне движение, ограничение скорости и рядности, определение мест стоянок экипажей, требование технической их исправности, наличие номерных знаков, пешеходные переходы и т.д.
С появлением автомобиля устанавливались новые нормативные акты, регулирующие безопасность дорожного движения. В частности, в Англии в 1896 году были изданы правила автомобильного движения. По мере роста производства автомобилей такие документы появились и в других странах.
В 1909 году в Париже шестнадцатью государствами, включая Россию, была подписана первая международная Конвенция по автомобильному движению. Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех знаков.
В России в 1912 году Московской городской думой были приняты Правила дорожного движения, и назывались они – «Обязательные постановления о порядке движения по городу Москве автоматических экипажей». Этими правилами регулировалась и скорость движения – 12 верст/ч для тяжелых экипажей, 20 верст/ч для остальных. Устанавливалось правостороннее движение, а также оговаривалось техническое состояние средств движения.
В 1922 году Моссовет утвердил новую редакцию Правил дорожного движения. Они назывались – «О движении по улицам города Москвы». Новыми их положениями были: ограничение движения по отдельным улицам, определение мест стоянок автомототранспорта, правила движения по мостам, впервые – регулирование движения с помощью жезла.
Кроме правил движения по Москве, аналогичные правила создавались и принимались во многих городах и областях страны. Первые единые Правила дорожного движения СССР были введены в действие 1 января 1961 года. Впоследствии данные правила дорожного движения изменялись. После распада СССР начался активный процесс формирования Российского законодательства и соответствующей нормативной базы в сфере дорожного движения. Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 были утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации. В данных Правилах дорожного движения 24 раздела, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Впоследствии в данные правила дорожного движения несколько раз вносились изменения и дополнения, последние из которых действуют с 20 ноября 2010 года.
(При подготовке материала были использованы: Ежемесячник «Stop – газета», Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации, «ГАИ Чувашии»).
В. Алексеев, начальник ОГИБДД ОВД по Ядринскому району, подполковник милиции