Мой сын – лох?
Вспоминаю пример из личной жизни. В 80-е годы я работала учительницей в одной из школ группы советских войск в Германии. Одна родительница, чья дочь училась в 3-м классе, как-то поделилась своим горем.
Оказывается, летом по приезду в военный гарнизон, когда дочери предстояло идти в 1 класс, они не поделили в магазине какой-то дефицитный товар с другой женщиной. Она оказалась учительницей начальных классов, у которой ее дочери предстояло учиться. По словам женщины, эта учительница (назовем ее Ларисой Ивановной) мстила девочке все годы учебы: унижала, подчеркивая не всегда аккуратную прическу, внешний вид, занижала отметки, высмеивала ее при всех, когда она не могла или затруднялась ответить на вопросы и т.д.
В результате девочка боялась и не хотела ходить в школу, мама вместе с дочерью пролила немало слез, провела немало бессонных ночей. Ни школы, ни учителя в закрытом военном гарнизоне невозможно было выбрать. А руководству школы она не жаловалась, предполагая, что это еще больше ухудшит положение дочери.
Не берусь судить, соответствовало ли это действительности. Но к нам в редакцию райгазеты иногда также поступают звонки с жалобой на «непедагогическое» поведение педагогов. В редакционной почте появилось очередное письмо, где родительница также поделилась своей болью.
Приводим текст ее письма.
«Мой сын учится в одной из школ нашего района. Последние годы он не раз представлял наш район на республиканских конкурсах и занимал призовые места. Думаю, что первые места на конкурсах – это показатель не только ученика, но и школы, района.
Но однажды со стороны я узнала, что моего сына на уроке обозвали «лохом». Я была в шоке. Поговорила с сыном – он подтвердил эти слова.
Оказывается, он стоял у доски. В то же время к доске вызвали другого ученика, который рассмешил моего сына.
Из-за того, что ученик рассмеялся, разве можно его обозвать так?
Как можно обозвать ученика перед всеми таким унизительным слово? О каком же воспитании может идти речь, когда педагоги позволяют себе такие вещи? Чему они научат, какой пример показывают детям? А если бы ученики в ответ действовали так же: называли учителей не по именам, а такими же словами, что слышат в свой адрес?»
Е. Гарина
От редакции
Мы не хотим никого обвинять. В районе много педагогов, в том числе и заслуженных работников образования Чувашской Республики и Российской Федерации, которые всю душу отдают любимой работе. В то же время в образовательных учреждениях существуют и подобные проблемы. Тому подтверждение и вышеприведенные примеры, и фильм «Школа», где конфликты и проблемы гиперболизированы. Сегодня в школах района есть социальные педагоги и психологи, которые могут помочь ребятам, а также взрослым в разрешении конфликтов. Но не все ребята решатся обратиться туда, если проступок совершил сам директор школы или учитель, проработавший в школе 20-30 лет. И рядовой школьный психолог, возможно, также воздержится сделать замечание руководителю или заслуженному педагогу.
По этому поводу мы приглашаем учителей, школьных социальных педагогов и психологов, родителей и учеников к разговору.