Работаем в подворье – налоги в районе
К широко известным в нашем крае братьям Таланцевым, хозяевам спиртового и олифоварочного заводов на правой стороне Суры, у меня подход всегда был классовый. Но после недавно прочитанного исторического очерка А. Изоркина «Ядринский спиртовой завод» и размышлений понял, что такая оценка большевисткая и однобокая.
Оказывается, мы плохо знаем свою историю! Не ценим людей, которые жили до нас на этой земле, строили и развивали экономику края, вкладом которых мы пользуемся.
Я не знал, что старший Сугутской (Балдаевской) общины с двумя водяными мельницами на реке Гремячка был чуваш Енибек. Думаю, что многие, как и я, не знают о происхождении названия «Янибяковское усадьбище». Сперва заезжий обрусевший немец построил завод по выработке серы из серного колчедана на речке Гремячке (Ямоз).
Его сын и управляющий поставили винокурню. Со временем ее арендовал старший Таланцев, Михаил. После его смерти жена выкупила ее, расширила производство. Их выросшие дети Михаил, Николай и Зиновий компанией «Торговый дом Таланцевых» стали настоящим новым классом буржуа среди обедневших местных купцов. Кроме спирта они производили растительное масло (конопляное и льняное), олифу. Содержали пристань на устье Вылы. Продавали местным жителям сортовой молодняк скота и семена зерновых. Организовали образцовый Березовский сельскохозяйственный хутор. Наладили бондарное производство и т.д.
Их олифоварочное и маслобойное производство позволяло местным крестьянам увеличивать площади по посеву льна и конопли, выгодно сбывать урожай.
Они проявляли не только высокую предприимчивость и оборотистость, но были заинтересованы в просвещении местных чувашей, их детей. На спиртовом заводе были новые технологичные условия для жизни: построены школы, детский сад на 40 мест, общежития. Были лечебная амбулатория, богатейшая библиотека на месте нынешнего клуба, где проходили театрализованные постановки. Местные чуваши из Балдаевской (сугутской) общины, работая вместе с русскими, осваивали язык, приобщались к русской культуре. В период расцвета завод выпускал 157100 ведер спирта сырца. Казна закупала ведро спирта сырца (12,5 л) по 2 рубля и продавала в монопольных кабаках по 18 рублей. Барыш казне не менее 800%! Перед революцией 1917 года собственность братьев оценивалась на 1 млн. царских рублей.
Таланцевых нет давно. Но завод, построенный ими, остался.
К концу 1990-х годов, после многих переоборудований и введения новых технологий увеличились и производство спирта, и прибыли. В районный бюджет капали из налогов с продукции завода около 69%. Благодаря спиртзаводу, Ядринский район всегда имел оборотные средства. Поэтому больше, чем в других райцентрах, строилось жилья, детских садов и школ, асфальтированных дорог.
Уже три года, как спиртовой завод «Ядринский» не выкуривает спирт, не производит ценный для скота корм — барду. Без нее только на Ямозе дойное стадо со 150 голов сократилось до 30. А какова реальная цифра по району? Кто подсчитал, на сколько упало поголовье свиней и сдача свинины? Эпидемия банкротства сделала свое черное дело. Имущество распродано, 250 рабочих выкинуты на улицу. Нет налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в сумме 350 млн. рублей. Районный бюджет недополучает около 17 000000 млн. рублей.
В экономически сложное время на другом конце нашего города завершается строительство нового молочного завода (комбината) на 200 с лишним рабочих мест. В основном, за счет кредитов и внутренних резервов. Отрадно, что администрация находит возможности и финансы для его пуска.
Мощность предприятия позволит переработать 200 тонн сырого молока в сутки. По прогнозам, на проектную мощность завод должен выйти в 2014 году с переработкой не менее 70 тысяч тонн молока. Предварительно, в среднем, этот завод будет давать 190-200 млн. рублей налогами в бюджеты всех уровней. А непосредственно в районе будет оставаться сумма, равная 50% расходной части районного бюджета.
Жителям района риторический вопрос: можно ли провести параллель между двумя этими предприятиями? В нынешней экономической ситуации из каких собственных средств пополнять бюджет района?
Многие сельхозпредприятия в упадке, промпредприятия при достойной заработной плате работникам не выдюжат. Вот «молочники» и должны стать по идее преемником спиртового завода по сбору налогов с производственной прибыли и отчислению в бюджет. Для этого нужно большое молоко, и оно есть.
Но некоторые сельхозпредприятия, а также перекупщики молока гонят его в соседние районы, ориентируясь на цену повыше. Не призываю никого к «ура» патриотизму. У рынка свои правила игры, и очень жесткие. Поэтому правильнее было бы такой тонкий и сложный вопрос о ценообразовании рассудить в районе на самом высоком уровне с участием хозяев сельских подворий, СХПК и переработчиков с созданием плана развития молочного хозяйства района (специально не затрагиваю вопросы дотаций от государства). Иного крупного производства у нас нет.
А пока картина очень интересная. Кто только не снимает сливки от струйки молока Буренушки Марьи Ивановны! За три года сборщик молока получает возможность кататься на самой крутой иномарке, нанять работников, а крестьянин еле сводит концы с концами. Он сам по себе не может искать рынок сбыта и вынужден отдать продукт по навязанной низкой цене. Кроме того, влияет на цену и сезонность высоких удоев. Поэтому выручка крестьянина от продажи молока пока не выше 18%. И, как ни крути, нужна кооперация, которая очень сильна у западных фермеров. А это значит, что крупный переработчик сам заключает договора с производителями молока, оказывает помощь в осеменении коров, ветеринарных услугах, обеспечивает комбикормами, выгодными кредитами, перерабатывает и продает их продукцию. Тогда крестьянину без перекупщика сдавать молоко станет прибыльнее, и появится материальный интерес для увеличения поголовья на личном подворье. Несколько сельхозпредприятий района занялись специализацией, как племенное животноводство, семеноводство, подготовка комбикормов. Кто же даст толчок к кооперации, включая личные подворья? Есть ли у крестьянина деньги вложить в фундамент кооператива? Для этого нужны субсидии именно для кооператоров.
На сегодня отдельные руководители СХПК регулярно отправляют молоко за пределы района. С уходом значительной части молока в Нижегородскую область уходят и деньги от налогов. На территории этих СХПК за счет бюджета (налогов) район содержит «социалку»: школы, клубы, офисы врачей. При этом основной статьей пополнения бюджета района остаются налоги, и об этом они знают лучше других. Кто-кто, а депутаты районного уровня на это должны бы отреагировать. Подумать об увеличении поголовья и расширения доступной кормовой базы. От переработки молока в районе на своем заводе в выигрыше остаются сами жители района. Также в Ядрине открылся агротехнический техникум. Почему бы местной молодежи не создавать льготы по обучению профессиям в пищевой промышленности? С прохождением практики на мясокомбинате, молокозаводе, затем с перспективой учебы в сельхозакадемии на стипендии предприятий и гарантированной работой? Квалифицированные кадры всегда востребованы. Задача об увеличении дойного стада и надоев молока руководством района на итоговом совещании за 2012 годы поставлены. Для ее решения усилия и потуги частного подворья, слабых СХПК недостаточны.
Мой отец, участник двух войн, вырастивший 8 детей, к различным политическим убеждениям подходил по-мужицки просто и конкретно: «Кто бы наверху не управлял, на кусок хлеба детям всегда и везде нужно работать».
И не от хорошей жизни здоровые мужики и молодые женщины, оставляя детей и семьи на пенсионеров, уезжают в поисках заработка на сторону, в основном, на кабальных условиях.
Крестьянина в истории страны неоднократно обманывали. Может, если хорошо подумать и своевременно помочь ему без обмана, свой трудовой рубль для семьи он сможет заработать дома, а налоги будут работать на нас?
В. Емельянов