Это наша история
В газете «Знамя труда» (№ 22 от 14 июня 2024 года) была опубликована статья «Изучение истории Сибирского тракта».
Мне не безразлична история родного края, и я предлагаю сохранить и развивать эту тематику на страницах газеты «Знамя труда».
Полагаю, что в этом заинтересованы многие, как нынешние, так и будущие поколения.
На протяжении многих лет название «Сибирский тракт» для жителей нашей стороны ассоциируется и как Екатерининский тракт.
Наше поколение помнит эти места: 2-3 километра до правого берега реки Ербашка и далее до русской деревни Дворики, мимо двора местного лесника (там последние годы своей жизни доживал лесничий Фёдор Семёнович Семёнов). Двор, хотя и заброшенный, существует до сих пор.
Этот лесничий хоздвор служил ориентиром грунтовой дороги через лес-рощу в село Тораево Советского (ныне Моргаушского) района. Дорога была очень оживленная. По ней перемещались пешие ходоки, повозки, грузовики, «полуторки».
Тораево привлекало людей базарными днями (по средам), праздниками: Троица, Петровка и т.д.
В Тораево выпекались местные хлебобулочные и кондитерские изделия.
Мне, будучи экспедитором сельпо, приходилось сопровождать эти продукты в сельские магазины.
На Екатерининском тракте помимо колхозных коров и из личного подворья, пасся и крупный рогатый скот, принадлежащий «Заготскоту».
Этот коровий гурт (многочисленное стадо с бригадой пастухов), который размещался рядом с деревней Старое Шуматово, в 1956 году после ликвидации Советского района также был ликвидирован.
Существовавший «Заготскот» по мере накопления скотины (в основном, быков) не менее 100 голов периодически сгоняли по Сибирскому тракту на запад: через мост реки Сура на Ядрин, оттуда в города Лысково, Горький.
Так же по этому тракту через деревню Старое Шуматово проходил скотный гурт со стороны поселка Вурнары, уже от другого «Заготскота».
Гурт из Вурнар, как правило, останавливался в деревне Старое Шуматово на ночлег. Для размещения нанимали несколько дворов, у кого позволяла площадь. Немалая часть коров ночевала прямо на улице. В те годы в деревнях с обоих концов были уличные ворота, и скотина, как бы в загоне была. За ночлег расплачивались молоком: сколько сможешь надоить от имевшихся в гурте коров. Вдобавок оставался и солидный «подарок» от скотины – воз «лепешек» – органическое удобрение для сельхоздвора.
Утром гурт отправлялся по своему маршруту – Сибирскому тракту на запад, в сторону г. Горького, снабжать горожан мясной продукцией.
Думаю, что лозунг «Село кормит город» во все времена был актуален.
В бригаду пастухов нанимались и местные жители. Вот они действительно совершали подвиг, охраняя и сопровождая такие гурты.
В летнюю жару активизировались оводы, которые, до крови кусая, донимали скотину. Они разбегались, становились неуправляемыми. А контроль учета поголовья велся строго и постоянно.
Конвоировавшие арестантов стражники в те далекие времена, можно сказать, также по-своему совершали подвиг – находились с арестантами в равных условиях, под открытым небом.
Развалины часовни (но уже без креста) на повороте тракта от деревни Старое Шуматово на восток имели площадь около 2 кв. метров.
Очень хотелось бы узнать историю основания этой часовни.
Может, кто-то из краеведов откликнется и отзовется новыми версиями истории нашего края.
Зиновий Васильев, д. Ст. Шуматово
