Издана вторая книга «Ыр-усал халапĕсем. Былички»
В последние годы в Чувашском книжном издательстве в серии «Чувашское народное творчество» книги выходят на двух языках – чувашском и русском. В прошлом году была издана первая книга четвертого тома «Ыр-усал халапĕсем. Былички», а недавно увидела свет вторая. Ее составители – кандидаты филологических наук Галина Ильина и Елена Федотова, филологический перевод и примечания – кандидата исторических наук Алексея Леонтьева, редактор – Надежда Вечеркина. Издана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН).
В первую книгу вошли широко распространенные сюжеты рассказов о встрече отдельного человека с лесными, домашними, водными, банными, дворовыми и другими мифологическими персонажами. Во вторую включены рассказы о встрече человека с нелокализованными злыми духами, духами болезней. Тексты сгруппированы по нескольким разделам. В раздел «Змеи» («Çĕленсем») помещены былички о Вери сэлене, Асьтахе и Юххе. Самые распространенные – о встрече с Вери сэленем. К примеру: «Когда-то в овраге Кебе якобы обитали узалы. В нашей деревне к одной женщине пристал, говорят, Узал. Вери сэлен в виде коромысла йыр-р прилетал, говорят, и садился, говорят, верхом на ворота. Женщина та впоследствии умерла, говорят, покрывшись нарывами.
Вери сэлен не такой большой, длиной в метр, поди. Летит, крутя похожую на ядро голову. Рассыпая (огненные) угольки, перелетел через ворота». Вери сэлен – злой дух, который ночью или вечером к мужчине приходит в облике умершей жены, а к женщине – умершего мужа, вступает с ними в любовные отношения.
В раздел «Злые духи» («Усал-тĕсел») включены былички об Албасте, Вубыре, Старухе Вубыре, Вупкыне, Вилиме (Смерти), Чун илли (Душезабирателе), Эсреле, Ингеке, Нуже, Пире (Пэри), Сявра силе, Узале и др. «Упомянутые узалы вылезают на землю, превратившись в насекомых, змей, мышей и преследуют человека. Также они могут оборачиваться в стог сена и иные предметы, разных животных – козу, свинью, теленка, кошку и т. д. Мифологические персонажи могут показаться людям и в образе знакомого человека, и в облике родственника и т. д. В том случае, если узалы вселятся в человека, то иссушают его, после чего человек может и умереть», – пишет Галина Геннадьевна в предисловии.
В разделе «Духи болезней» («Чир-чĕр усалĕсем») собраны тексты об Ынжырте, Кычырлане, Чыгарми, Лып-лапе, Море, Сив чире (Лихорадке), Нише, Сыямаке и др. Самые распространенные – былички про Мора. Он является в виде худой женщины, отличающейся способностью погубить большое число людей и скота.
В разделе «Клады» («Мул») читатель найдет былички о кладах. По поверьям чувашей, в том месте, где спрятано богатство, горел огонь. Зачарованные клады могли принять облик животного или человека. Иногда Клад сам просит человека найти его.
В разделе «Узалы, заставляющие блуждать» («Аташтаракан усалсем») рассказчики повествуют о своих встречах со «сбивающим с пути злым духом». Эти узалы появляются на дороге или же вызывают человека стуком в окно, ведут за собой. Жертва оказывается на краю высокого обрыва или в местности, откуда невозможно выбраться, и там приходит в сознание.
Большая часть текстов в разделе «Шуйттан» утверждает, что Шуйттан – старший из всех злых духов. Чуваши верят в то, что Сявра силь создается Шуйттаном, внутри него он и сам перемещается.
В раздел «О предсказаниях судьбы» («Этем шăпине уçса пани») включены рассказы о судьбе. Приведем пример: «Сразу же после рождения человека Турă так предначертает: этому быть счастливым, другой должен умереть в пути и т. д. В старину у каждого грамотного человека была книга Турă. Прочитавший эту книгу будто бы теряет рассудок. В деревне Новые Ачакасы (недалеко от нашей деревни) и теперь живет один человек по имени Унюк. Я и сама видела, она до сих пор выходит на Ачакасинский базар. Этот человек потерял рассудок после прочтения книги Турă. Лишь безгрешный человек будто бы может увидеть Турă».
Во вторую книгу «Ыр-усал халапĕсем. Былички» четвертого тома серии «Чувашское народное творчество» вошло 495 текст, в том числе 288 – из рукописей, до сих пор не опубликованных и хранящихся в Научном архиве ЧГИГН, 206 – из изданных работ. Большая часть записанных текстов хранится в Научном архиве ЧГИГН, Государственном архиве Чувашской Республики, Государственном архиве Ульяновской области. Составители использовали и другие источники. Полностью сохранены особенности местных говоров, значение диалектизмов и редких слов объяснено в примечаниях.
Издание «Ыр-усал халапĕсем. Былички» адресовано филологам, этнографам, этнологам, всем, кто интересуется устным народным творчеством, историей и культурой чувашского народа.
Ольга ИВАНОВА