Заводской гудок
После окончания Балдаевской средней школы я устроился работать на Ядринский спиртовой завод помощником кочегара. Приняли на работу с испытательным сроком по 3 разряду. Кочегаром у меня был Михаил Андреев из деревни Кумаккасы. Он был опытным рабочим 6-го разряда. До сих пор вспоминаю, как он выстраивал поленья дров в ряд, а потом мощными рывками закидывал далеко в топку печи.
Спиртзавод тогда, можно сказать, кормил весь район: и рабочие места, и барда для скота. Большинство рабочих жило в бараках, расположенных по берегу. Во втором ряду располагались сараи, где они держали скотину. Рано утром их владельцы начали по поселку возить барду.
Мы дружили с Борисом Кркалевским, помощником кочегара другой смены. После работы завхоз иногда просил нас ведрами таскать бензин из одной цистерны в другую (поближе к заводу). Он нам доверял: мы не курили, не пили алкогольные напитки.
Мне очень нравилось после смены давать гудок. Из-за того, что давление в котлах было высокое (16 атмосфер), это был очень мощный гудок. Казалось, что земля разверзается. Эхом он шел по Суре и на всю округу. Жители окрестных деревень по заводскому гудку узнавали время.
А я каждый раз вспоминал отрывок из книги Николая Островского «Рожденные бурей», где кочегар Андрей Птаха, запустив непрерывный гудок, с братом сбежали из подземелья. А гудок гудел без остановки, и слышно было его в радиусе 25 километров.
В конце смены всегда в котельную (кочегарку) приходил главный инженер завода Виктор Иванович Наконечный, инвалид (одной ноги не было), участник Великой Отечественной войны. Он хорошо знал свою работу и уважал рабочих.
А на заводе работали крепкие, сильные парни: кузнец Константин Коньков, молотобоец Иван Чернов, Валентин Иванов из нашей деревни, Валериан Егоров, как уже упоминал выше: Борис Кркалевский, Михаил Андреев.
Работа кочегаров была очень трудная. Потом стали печи топить каменным углем. Но легче не стало, кочегары буквально коптились на работе, к концу смены, как шахтеры, покрывались угольной пылью. Вздохнули только тогда, когда перешли на газовое отопление.
Спиртзавод проработал более 140 лет. У многих ядринцев связаны с ним самые лучшие воспоминания. Очень хотелось бы, чтобы он, как обещали свыше, заработал в этом году. А у меня на всю жизнь в памяти остался заводской гудок, который возвещал о начале и конце смены одного из главных предприятий района.
П. Антипов, д. Егоркино