В 4 года поверил в Бога…
Мне стали ясны цель и смысл жизни
Родом я из села Пошнары. Когда началась Великая Отечественная война, мне был всего год. Поэтому я не помню, как отца и других сельчан провожали на фронт. Мама дома осталась одна с 5 детьми, из которых выжили трое. Умерла она в 1944 году, когда отец был на фронте. Было ей всего 38 лет…А мне было 4 года. Говорят, мама была глубоко верующей женщиной. Веровали в Бога и мои старшие сестры.
И я поверил в Бога в 4 года. Однажды моя 11-летняя сестра Иулиана рассказала мне, как люди должны жить на свете. Сказала: «Знаешь, как должны жить люди? Они должны говорить только правду и делать только добро другому человеку. Если они так жить не будут, то после смерти попадут на вечное мучение, в ад». Я не помню, говорила ли она тогда о рае, но об аде как о наказании за неправедную жизнь запомнил хорошо, так как после этих слов я как-то весь сжался, но страха не ощущал, во мне промелькнула мысль что-то вроде «вот это справедливо!», конечно, на детском уровне этого понятия. Неожиданно у меня в глазах появился красный свет, превратившийся в белый, кратковременно я испытал сжимающую тупую боль в висках и некоторое время стоял в полном оцепенении. Все окружающее вдруг стало восприниматься светлей и четче, а неодушевленные предметы стали как бы одушевленными и наполненными мягкой теплотой. Я ощущал себя человеком, которому известно все! За считанные секунды я превратился в человека, которому стали предельно ясны цель и смысл жизни. Тут же мне захотелось помочь сестрам в чем-нибудь. И когда они собрались идти в лес за хворостом, сказал им, что тоже пойду вместе с ними. У меня была только одна цель — им помочь. Но они подумали, что я не хочу остаться один дома и принялись меня отговаривать, говоря, что во дворе очень холодно, ведь сейчас зима, а у меня нет зимней одежды. Когда они ушли, оставив меня одного, я остро переживал, что не могу им ничем помочь…
В уме была мысль о Боге
В 1947 году я пошел в школу. Еще в дошкольном возрасте со слов старшей сестры я знал, что деда арестовали за веру в Бога, что он так и не вернулся домой, и что в школе учат, что Бога нет. Но в школе я учился хорошо, не просто по обязанности, а просто любил учиться. Во время занятий постоянно опасался, как бы учителя не сделали меня, верующего человека, неверующим. Постоянно в уме держал мысль о Боге.
В школе во время перемен мальчики часто боролись друг с другом, и обязательно до полной победы, с уложением противника на лопатки. Почти все мальчики внешне, физически были сильнее, мускулистее, массивнее меня. Но я их, некоторых даже из более старших классов, всегда укладывал на лопатки. Во время борьбы у меня постоянно вертелось в голове, что верю в Бога, а ты вот не веришь и потому я должен тебя победить. И побеждал. Был даже такой случай. Один из старшеклассников как-то на перемене подвел ко мне здоровенного парня и предложил нам побороться.
Когда мы схватились, я пронзительно посмотрел ему в глаза, и у него как бы разжались руки и я быстро положил его на лопатки. После этого меня начали называть чемпионом начальных классов по борьбе. Я сам удивлялся тому, как эти здоровенные по сравнению со мной мальчики ростом выше меня не могут достаточно сильно сопротивляться. Иногда они за считанные секунды, почти без всякой борьбы поддавались, и я быстро укладывал их на пол. Вот такие чудеса!
Учился я отлично, и в связи с этим происходили со мной также удивительные вещи. Однажды учительница вызвала меня к доске для ответа, и когда я вышел, она отвлеклась на других учеников в классе, строгим голосом начала их призывать к порядку, затем повернулась ко мне, посмотрела на меня внимательно и, не успел я открыть рот для рассказа, уверенным и довольным тоном громко сказала: «Садись, «пять»! Я опешил, мысленно проговорил ей: «Я же еще ничего не сказал!», но озвучивать эти мысли не стал, молча сел за парту на свое место. Урок я действительно знал хорошо, все равно так или иначе получил бы «пятерку». Весь класс молчал. После этого подобные случаи происходили со мной несколько раз.
Некоторые учащиеся, видимо, рассказали своим родителям, что учительница ставит мне отличные оценки, совершенно не спрашивая. Не знаю, как среагировала на это сама учительница, но однажды, когда я сидел дома у окна и смотрел на улицу, ко мне подошла большая группа школьников разных возрастов и громко начала скандировать: «Почему ты гипнотизируешь?! Почему ты гипнотизируешь учительницу!?…» и через минуту-другую удалилась, не дождавшись моей реакции. Хотя я не понимал тогда слова гипноз, но интуитивно почувствовал, что оно означает что-то нехорошее. Я оставался совершенно спокоен, так как не чувствовал за собой особой вины, не стал интересоваться тем, почему дети так говорили обо мне. После этого случая, помню, учительница уже ставила мне оценки только после моего полного ответа.
Начальную школу я окончил с похвальной грамотой.
Хотел стать музыкантом
В 1954 году я окончил с похвальной грамотой уже семилетнюю школу. В то время после семи классов образования окончивших школу с отличием в средние учебные заведения принимали без экзаменов. Мне очень хотелось стать музыкантом, а конкретнее баянистом, научиться музыкальной грамоте и играть по нотам.
В нашей деревне были два замечательных гармониста. Я с упоением слушал их игру по вечерам. Эти музыкальные моменты были замечательными моментами моего раннего детства. В 9-10 лет уже я неплохо играл на гармошке, с 12 лет учителя привлекали меня к музыкальному оформлению школьных праздников.
После окончания семилетней школы поступил учиться в Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. Павлова. Нашими преподавателями были такие корифеи чувашской музыки того периода, как Филипп Лукин, Тимофей Фандеев, Григорий Хирбю, Петр Филиппов и др. Помню, как Филипп Лукин, едва ли не самый авторитетный композитор Чувашии того времени, публично похвалил меня за успехи на уроке нотной грамоты во время одного из своих посещений нашей группы.
После года учебы, который закончил с отличием, я решил прекратить обучение в училище. Это было связано с рядом причин. Во-первых, училище располагалось в здании бывшей церкви, а я верил в Бога и со временем начал острее чувствовать, что недопустимы звучание светской музыки и всякие развлечения на святом месте. Во-вторых, глубоко осознал, где и кем буду работать после окончания училища: в сельском клубе под музыку прославлять компартию, члены которой угробили моего деда в тюрьме. В-третьих, музыкальную грамоту и сольфеджио я усвоил уже хорошо и вполне мог заниматься музыкой самостоятельно и достаточно грамотно просто для души.
Меня долго уговаривали не покидать училище и директор, и преподаватели, и некоторые старшие товарищи по учебе, заявляя, что у меня несомненные способности, что из меня непременно может получиться хороший музыкант. Когда я уходил, главный бухгалтер сказала: «Средства, потраченные на целый год учебы одного учащегося, пропали даром. Надо бы вот взыскать их».
Но я знаю, что эти средства не пропали даром. Они были потрачены на приобщение к высокой культуре одного из будущих граждан страны. Музыкальное образование помогало и помогает мне до сих пор поддерживать дух культуры в себе. Я прикоснулся к удивительному миру людей искусства, изучал биографии великих музыкантов, композиторов, слушал их классические произведения, посещал лекции и практические занятия замечательных музыкальных педагогов и т.д.
В школе вел хоровой кружок
1 сентября 1955 года я пошел в 8-ой класс Селоядринской средней школы В школе мне очень пригодилось музыкальное образование. Я всегда активно участвовал в художественной самодеятельности, был баянистом не только при хоре школьников, но даже сводного хора учителей школы, принимал участие в драматическом кружке, был баянистом и колхозного коллектива художественной самодеятельности в сельском клубе. Мы выступали со спектаклями и концертами перед населением нескольких ближайших деревень. Клубы всегда были полными, аплодисменты долгими.
В 9-10 классах в школе я вел… хоровой кружок! В одно время мне даже зарплату платили за такую работу – 50 рублей в месяц. Для школьника в то время это были немалые деньги. Учился я хорошо, внеклассные художественные занятия не мешали моей учебе. Сдав выпускные экзамены за среднюю школу, я поступил в Чебоксарский электромеханический техникум.
Но судьба готовила мне совершенно иную стезю…
Е. Соколов