Ядриноведение

Недолгой была межрайонка

«Я многие годы работал в аппарате районного масштаба. Он стоит ближе к трудящимся, к производству. От того, как он работает, во многом зависит успех дела, благосостояние народа. Однако отдельные решения, которые принимались по инициативе местных органов или спускались сверху, не всегда отвечали интересам народа, интересам всеобщего дела. Считаю, что так было при создании трудноуправляемых гигантских колхозов и совхозов. Сейчас их называем сельхозпредприятиями, сельхозкооперативами, хотя от этого многострадальному сельскому хозяйству стало нисколько не легче. Наломали немало дров с перспективными и неперспективными населенными пунктами.

И вот дело дошло до районов. В апреле 1962 года началось их укрупнение. В нашей республике под сокращение подпадало около две трети районов. На северо-западе республики на базе трех сельских районов – Ядринского, Красночетайского и Сундырского – создавался один укрупненный Ядринский район. Сам процесс укрупнения должен был завершиться к концу 1962 года. Районные газеты упразднялись сразу же и вместо них создавались межрайонные.

Решением бюро обкома КПСС я был утвержден редактором межрайонной газеты «Знамя труда», которая начала выходить в г. Ядрине.

В апреле 1962 года я прибыл в Ядрин. Редакция и типография размещались в одном здании. Работали в тесноте. Заместителя редактора Георгия Мытикова застал за правкой корреспонденции (редактор Владимир Наумов был избран заместителем председателя райисполкома). Увидев меня, он вопросительно взглянул. Я представился.

– Вот так и живем, – начал он знакомить с редакцией газеты. – Тут кабинет редактора, а рядом – кабинет для всех сотрудников. К тому же типография начала расширение производственных площадей за счет кабинетов редакции. Да, проблем было немало. Пришлось обратиться к Прокопию Петрову, парторгу Чувашского обкома КПСС при Ядринском территориальном производственном колхозно-совхозном управлении, курирующему вопросами трех упраздненных районов. Он с пониманием отнесся к нуждам будущей редакции газеты. Обошли почти весь город в поисках нужного нам здания. Наконец остановились на бывшем купеческом доме на перекрестке улиц Ленина и Красноармейская. Комфорта в нем не было, но можно было работать.

С подбором кадров было куда сложнее. Из Сундырской райгазеты, как ни странно, почти никто не соглашался на мое предложение работать в объединенной редакции. У всех были ссылки на одно и то же: отсутствие квартиры, дальний переезд. Только Петр Скворцов и Мария Чернова согласились – один из них стал литсотрудником, а другая – корректором. Дали отказ и красночетайские газетчики. Только Павла Голицына я смог уговорить на должность заведующего сельхозотделом. Он был предан газетному делу, обладал чувством юмора.

Итак, основной костяк редакции межрайонки составили бывшие сотрудники Ядринской райгазеты. А тут работали солидные, с большим опытом журналисты. Георгия Ивановича Мытикова я почти не знал, товарищи о нем отзывались как о скромном, добросовестном, трудолюбивом человеке, который согласился работать заместителем редактора. Иван Павлович Кудрявцев стал заместителем редактора по дубляжу. Считаю, что это было нашей находкой. Раньше он работал собственным корреспондентом газеты «Советская Чувашия». Принципиальный, хорошо знал людей этой зоны. На ответственного секретаря редакции большого выбора не было. Бывший секретарь ядринской газеты Владимир Петров охотно согласился на эту должность. Остальные должности в межрайонке заняли Николай Трофимов, Виталий Соколов, Виталий Белов, Меркурий Громов, Михаил Данилов.

Первый номер межрайонной газеты вышел в срок. Дальше дело пошло своим чередом. Много было неудобств, нерешенного. Так, до подписчиков отдельных деревень газета доходила лишь на второй-третий день. Не хватало у райузла связи транспортных средств. Почту возили на попутных машинах, автобусах. Как-то ко мне зашел сотрудник П. Голицын.

– Безобразие, сердце разрывается, – возмущался он. – Сегодня почту в Красные Четаи повезли в автобусе. Мешки с газетами побросали в проходе салона. Пассажиры ходили по этим мешкам. Не газета, а макулатура доходит до читателей…

Пришлось вмешаться. Вопрос с доставкой газеты был отрегулирован.

После упразднения районов газета стала районкой, хотя она, как и прежде, продолжала обслуживать все бывшие прежние районы. У редакции были свои неудобства в обслуживании этих кустов. Штат был почти прежним. Не было транспорта. В публикациях не всегда соблюдалась география. Но, несмотря на эти и другие неудобства и трудности, сотрудники старались газету делать интересной и читабельной. На смотрах-конкурсах Ядринская райгазета почти всегда занимала призовые места.

Недолгой были межрайонки. Как быстро они появились, так быстро и ушли со сцены. В январе 1965 года ранее упраздненные сельские районы были восстановлены. В них вновь стали издаваться районные газеты. А я вернулся на работу в родной Аликовский район».

А. КУСТИКОВ, редактор межрайонной газеты «Знамя труда» в 1962-1965 г. г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *