Она строила деревянный мост через Суру
Сегодня в Ядрине немногие помнят первый деревянный мост через Суру, соединявший левобережье и правобережье города.
А недавно мне посчастливилось встретиться и побеседовать с одной из участниц строительства этого моста, с Перасковьей Григорьевной Григорьевой, которой идет уже десятый десяток.
Перасковья Григорьевна родилась 20 сентября 1920 года в деревне Янгиреево Кукшумского сельсовета.
После Сеткасинской начальной школы год училась в Яровойкасинской семилетней школе. Затем ей пришлось оставить учебу, не в чем было ходить в школу в весенне-осеннюю распутицу, в зимние холода: ни теплой обуви, ни одежды. Старший брат научил девочку плести лапти. Носила она, как и все деревенские дети, домотканую одежду. Испытали и холод, и голод. Ели лепешки из гнилого крахмала, лебеды, крапивные супы и т.д.
Времена были тяжелые, в чувашских деревнях тогда свирепствовали трахома и оспа. Не хватало младшего медперсонала для прививок населению.
В 1937-м году семнадцатилетняя девушка заканчивает оспопрививочные курсы в поселке Вурнары. Через год возвращается в родную деревню и до 1941 года работает помощницей деревенской фельдшерицы.
Когда началась Великая Отечественная война, она по повестке районного военного комиссариата была направлена в Чебоксары на строительство военного завода. Тогда там выпускали топливо для военных нужд.
Через год возвращается в деревню. Кушумский сельсовет в числе других молодых девушек и женщин направляет ее на лесоразработки в Шумерлинский район, откуда деловую древесину надо было возить на строительство деревянного моста через Суру.
«Дисциплина была очень жесткая, военная, - вспоминает Перасковья Григорьевна. – Работало на строительстве моста очень много народу: жители окрестных деревень, тюремщики, военнопленные. Дезертиров расстреливали без суда и следствия, некоторые, не выдерживая тяжелых условий труда, умирали. Мост охраняла вооруженная милиция. Пустили мост в эксплуатацию 12 августа 1943 года. Длина моста составляла 654 метра».
Потом Перасковье пришлось работать на строительстве дамбы от Сергача в сторону Ядрина, позже – на строительстве дороги с твердым покрытием до Чебоксар.
«Сельсовет дал задание на двоих добыть в близлежащих оврагах 10 кубических метров камней и самим же доставить их на место строительства. При невыполнении задания принимались административные меры, вплоть до заключения».
После войны Перасковья Григорьевна работала в родном колхозе («Красный маяк»).
В 1960-м году поехала в Чебоксары, устроилась на электроаппаратный завод, долгие годы работала там лифтером грузового лифта. В 1978-м году вышла на заслуженный отдых, но продолжала трудиться.
В 1988-м году переехала на постоянное место жительства в Ядрин.
Перасковья Григорьевна имеет немало наград за долголетний добросовестный труд. Она – ветеран труда, инвалид II группы.
Г. Чамжаев