Не забыть бы нам чувашские обычаи и традиции

Рождественские праздники уже остались позади, тем не менее, наши читатели интересуются обычаями и традициями этого православного праздника.

Вот и маленькие Лиза и Егор обратились к мудрой волшебнице (Ăспике) и попросили рассказать о празднике.

«Рождество (Сурхури) – это древний праздник чувашей. Праздник обычно начинается с детворы. Собираясь, дети группами ходят по домам, поют рождественские песни, колядуют.

Хозяева колядующим ребятам насыпают орехи, горох, пироги, семечки подсолнуха или тыквы.

2

Раньше одежду шили из домотканого конопляного полотна. Поэтому, чтобы конопля уродилась на славу, с утра детей отправляли кататься на высокую и длинную горку.

Считалось, если с первыми петухами встать и испить воды из родника, человек будет знать будущее. В Рождество первого посетителя сажали на подушку. Говорили, иначе курица не сядет высиживать цыплят. Верили, если первым в дом придет мужчина, корова в этом году принесет бычка, если женщина – телку.

Что же значит слово «Сурхури»?

Толкования разные. «Сур, сура» – означает вода, «хур» - горе, обида.

Сурхури – означало развеять, прогнать горе, беду и желать людям добра, благополучия. Поэтому, чтобы прогнать нечистую, беду, привлекали детей.

Также в рождественскую ночь в темном хлеву хватали овец за ноги, а на шее оставляли метки-веревки. Наутро, приходя в хлев, проверяли цвет шерстки. Если овца оказалась белой, суженый(ая) будет светловолосым, если черная – темноволосым(ой).

Рождество всегда отмечали 7 января. И так неделю общались друг с другом. 13-18 января ряженые (святки) ходили по домам. 19 января, в Крещение, окунались в прорубь.

Кстати, праздник Рождества в глубинке и сейчас отмечают. И везде этот праздник имеет свои особенности».

Э. Атласова

< >